Гражданка К. обратилась в суд с иском к ГАУ ТО ЦЗН Абатского района (далее Центр занятости) о признании отказа в досрочном оформлении пенсии по старости незаконным и возложении обязанности назначить пенсию на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, указывая, что она состояла на учете в Центре занятости. В связи с отсутствием возможности её трудоустройства из-за состояния здоровья она обратилась с ходатайством в Центр занятости о досрочном оформлении ей пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», поскольку, по её мнению, все необходимые для этого условия есть, а именно: она признана безработной; у неё имеется стаж работы 31 год; с работы уволена в связи с ликвидацией предприятия; до достижения пенсионного возраста ей осталось менее 2 лет и против досрочного назначения пенсии она не возражает. Однако ей отказали в оформлении пенсии в связи с тем, что она не заинтересована в трудоустройстве, несмотря на имеющуюся возможность её трудоустройства.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991 года с последующими изменениями, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу пункта 1 статьи 4 вышеуказанного закона подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
В соответствии с пунктом 2 ст. 32 вышеназванного закона по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую пенсию по старости, но не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста.
В соответствии с нормами вышеназванного закона назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, является правом органов службы занятости при наличии соответствующих условий, а не обязанностью.
Суд пришел к убеждению, что постановка истца на учет в качестве безработного носила формальный характер, ее целью были не поиск подходящей работы, а регистрация в качестве безработного и досрочное оформление пенсии по старости.
Судом установлено, что у К. имелась реальная возможность трудоустройства на подходящую ей по состоянию здоровья работу, однако от предложенной ей работы К. отказалась.
Решением Абатского районного суда Тюменской области в удовлетворении иска К. отказано.
В. Сысолятин, и.о. председателя Абатского районного суда