Лето – самая благодатная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного всестороннего психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды, поэтому летний период наиболее оптимален и благоприятен для проведения оздоровительной работы с дошкольниками. На протяжении всего летнего оздоровительного периода в нашем дошкольном учреждении велась оздоровительная работа во всех возрастных группах. Босохождение, ароматерапия, обширное умывание, мытье ног, утренняя гимнастика, гимнастика после сна – это далеко не весь перечень мероприятий, проводимых с детьми.
Во всех возрастных группах большое внимание уделялось возрастным особенностям, индивидуальной работе, закреплению пройденного материала.
Так, например, в группах раннего возраста проводились воздушные ванны, босохождение в теплую погоду, ритмическая гимнастика, игровой точечный массаж, дыхательная гимнастика, подвижные игры, в которых дети с удовольствием участвовали, были довольные и веселые.
С детьми средней, старшей, подготовительной групп проводились беседы по сохранению и укреплению здоровья на темы: «На зарядку становись», «Чтобы нам не болеть», «Растем здоровыми и сильными», «Для чего нам нужен воздух» и другие, «Для чего нам нужны дорожные знаки», «Осторожно на улице». В беседы также были включены подвижные игры, что является важнейшим методом физического развития детей.
Проводились и физкультурные праздники в комплексе с музыкальными, в организации которых активно участвовали дети, педагоги, родители. Например, экологический праздник «Как пчелка спасла лес», «В поисках клада» (старшая, подготовительная группы), «Богатыри земли русской» (средняя, старшая группы), «Для чего нам нужен воздух» (подготовительная группа), «Разноцветье мыльных пузырей» (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).
Совместно с родителями проводились экскурсии в музей, на речку, на стадион, по улицам нашего села, где закреплялись правила поведения на дороге, знания дорожных знаков.
Для родителей оформлялись еженедельные выставки фотографий, папка - передвижка «Летний день», которая содержала в себе летние стихи для заучивания, полезные советы на каждый день, двигательные умения детей, а также оформлялась газета «Будь здоров, малыш!», в которой были рекомендации и советы для родителей.
Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников всегда была и остается одной из главных в нашем детском саду. Наша работа направлена на сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости, на формирование у воспитанников знаний о здоровье и здоровом образе жизни, здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего сознания, совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
С этой целью в своей педагогической деятельности использую утреннюю гимнастику, физкультурно - познавательные занятия, гимнастику после сна, ритмическую гимнастику, игровую и сюжетную. Также провожу гимнастику после сна, цель которой – поднять настроение и мышечный тонус детей.
Физкультурно - познавательные занятия - это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности.
Игровая деятельность – главная составляющая активности ребенка.
Целенаправленно подбираю игры-эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, такие игры, как «Перелет птиц», «Волк во рву», повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой респираторных заболеваний. Также провожу индивидуальную работу (закрепляем основные виды движений), коррекционную работу (профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки), обучаю точечному массажу, правильному дыханию.
Большое место в моей работе занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, настойчивость, уверенность.
Развивать самостоятельность, двигательную активность помогает дидактический материал: схемы, карточки.
Игровые упражнения со спортивным и нестандартным оборудованием способствуют укреплению организма ребенка, а самое важное – он вызывает у дошкольников интерес и желание заниматься физической культурой.
Вопросы воспитания здорового ребенка решаю в тесном контакте с семьей. Уже традицией стали ежеквартальные мероприятия «Дни здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья».
Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению детского организма, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.
Считаю, что взаимодействие всех субъектов педагогического процесса здоровьесберегающей деятельности приведет нас к конечному желаемому результату – идеально здоровый ребенок, готовый к дальнейшему обучению в школе.
Н. Гетман, руководитель физического воспитания детского сада «Родничок»