Нынешним летом снаб-женческо-сбытовой потребительский кооператив «Молочный» отметил пятнадцатилетие. Все эти годы его возглавляет Ильнур Тукаевич Шамуратов, который хорошо знаком с проблемами отрасли и очень хотел бы изменить положение дел.
Надо держаться
за хозяев
Сейчас Ильнур Тукаевич с улыбкой вспоминает, как начинали дело, как собирали молоко, объезжая территорию на лошади. Теперь условия другие: кооперативы обеспечены всей необходимой для оказания услуг населению техникой. А «Молочный», как отмечают сотрудники отдела сельского хозяйства райадминистрации, успешно работает, расширяя границы своего влияния. И всё вроде бы хорошо, а удовлетворения от работы у председателя нет.
- Я считаю, что потребительские кооперативы возложенного доверия не оправдывают, - поясняет И.Т. Шамуратов. – Да, услуги оказываем: молоко закупаем, сено помогаем заготавливать, проводим искусственное осеменение. Всё хорошо. Но поголовье в личных подсобных хозяйствах от этого не увеличивается. Значит, с основной своей задачей мы не справились.
А можно ли винить в этом руководителя? Тут, как говорится, хозяин - барин. В каждом подворье он решает сам, держать корову или нет.
- Если есть человек, желающий работать, а таких в районе немного, на них надо обращать внимание, за этих людей надо держаться. Я сужу по своей территории. Есть хозяева, которые хотят работать. У некоторых во дворе и по пять голов скота. А вот в личном подсобном хозяйстве Асхата Абдулина было 15, теперь он планирует сократить своё стадо, - с сожалением говорит Ильнур Тукаевич. - Как убедить человека не бросать своё дело? Субсидии на молоко и приобретение сена государство оплачивает, поддерживает. Только всю тяжёлую работу каждый день приходится выполнять самому крестьянину...
Как ни крути, приложенные усилия не соответствуют полученной выручке. Понимая это, селяне сокращают поголовье. Есть и ещё один немаловажный аспект: люди, привыкшие к работе, в силу своего возраста уже не могут заниматься тяжёлым трудом, да и нет уже острой необходимости в этом. Детей вырастили, а самим старикам много ли надо? И тут даже возможность приобрести сено по значительно низкой цене ситуацию не спасает. Почему деревни вымирают?
- Молодые не работали в сельском хозяйстве, работать не умеют, поэтому и уезжают, - высказывает своё мнение Ильнур Тукаевич.
Такая корова нужна самому
Председатель кооператива всё это понимает и упорно продолжает трудиться для людей. Надо и своим хозяйством заниматься, и общественным. А объём работы большой, и действует кооператив уже на территории четырёх сельских поселений. Каждый день здесь собирают по тонне молока: сдают ЛПХ Муратбакиевой, Холодовой и ещё 120 мелких хозяйств.
- Ездим, не глядя на неблагоприятные погодные условия, а иногда и по бездорожью. Ни про кого не забываем, - говорит собеседник. - Есть, конечно, хозяйства, где по три коровы держат, но таких единицы. Основной контингент сдатчиков – пенсионеры.
Но когда говорят, что держать корову нерентабельно, Ильнур Тукаевич не соглашается:
- Она себя окупает полностью. Молоко можно сдавать, на эти же деньги приобретать сено, да и себя прокормить можно. А если люди не держали скот, а покупают корову по программе «Самообеспечение», они вряд ли будут ею нормально заниматься. А желание работать – это уже немало.
В прошлом году «Молочный» посеял люцерну с тимофеевкой под покров, но лето выдалось не очень удачным – помешала засуха. Только теперь травы начинают выравниваться. В нынешнем году посеяли ещё, результат уже другой.
- Сено для населения по заявкам заготовили в полном объёме, область выплатила субсидию по 650 рублей за тонну. Мы брали кредит на посев многолетников, рассчитались полностью. Каждодневные проблемы решаются, а глобальные – нет, - резюмирует Ильнур Тукаевич.
Есть производство –
будет жизнь
О том, как быстро разрушилось налаженное десятилетиями сельское хозяйство в районе, И.Т. Шамуратов говорит с болью, ведь довелось работать ещё при социалистическом строе. Как же поднять сельхозпроизводство теперь, как накормить страну? На этот счёт у И.Т. Шамуратова своё мнение:
- Если нам не удаётся поднять сельское хозяйство, значит, мы неправильно работаем, политика развития сельского хозяйства в районе неправильная. Южным районам область выделяет куда больше денег, чем нашему. Там строят мега-фермы, земля не пустует. Я считаю, надо возобновлять крупное общественное производство, а не частное. Тогда будет результат.
Пока же все действующие сельхозпредприятия – частные, работают они на себя, но не для себя. Ведь прибыль от их работы не корыстная, но рабочие места предоставляют и сельхозпродукцию производят они.
Ильнур Тукаевич невольно сравнивает своё поселение с соседним, Кутарбитским.
- В День села в Кутарбитке поздравляли первоклассников. 15 детей пошли в школу, а у нас в Дегтярёво всего пять. В их селе есть инициативные люди, производство, и молодёжь остаётся в селе. А у нас нет ни одного нормально действующего крестьянского хозяйства, поэтому и сложилась такая ситуация. Там, где есть работа, есть жизнь, - убеждён руководитель «Молочного».
Не тот путь
По мнению И.Т. Шамуратова, преимущество - у средних и круп- ных товаропроизводителей. К примеру, молоко от чистопородных бурёнок с фермы Р.А. Холодовой из Блинниковой принимают на гормолзаводе высшим сортом, а собранное у множества личных подсобных хозяйств – первым. Что греха таить, частники иногда приносят и не очень свежее молоко, а один недобросовестный сдатчик может десять хороших «замарать».
Возможность строительства двух мини-ферм в Дегтярёвском сельском поселении обсуждали ещё полтора года назад. Председатель «Молочного» идеей загорелся. тогда ещё областная власть финансировала строительство на 80%, но пока рядились, условия изменились: теперь можно построить только за свой счёт.
- С одной стороны, надо строить, а с другой, при таких затратах какое развитие будет? У нас на месте сейчас даже корову или тёлку не купить, - сетует предприниматель.
Ильнур Тукаевич считает, что государству надо было пойти другим путём: вернуть совхозы – государственные предприятия. Оно вкладывало бы деньги, вело строительство, а наёмные работники и директор трудились. Вот тогда можно было бы восстановить сельское хозяйство.
Глядя, как «барахтаются» в куче проблем наши сельхозпроизводители, вывод напрашивается сам собой: государство не хочет кормить своё население.
- Пока не поменяется политика финансирования и развития сельского хозяйства в нашем районе, ничего не изменится, лучше не будет, - считает И.Т. Шамуратов. - Новые фермы на территории вряд ли появятся, а пожилые селяне скот будут держать всё меньше и меньше. Деревни начнут вымирать. Уйдут те, кто занимается сельхозпроизводством сейчас. Кому это всё будет нужно?
Глава района Ю.А. Батт считает, что сельское хозяйство только тогда будет рентабельным, когда будет использоваться современная техника, появится высокопродуктивный скот, будут строиться новые фермы. И.Т. Шамуратов с главой района целиком и полностью согласен. Но за чей счёт такое сельхозпроизводство будет рентабельным?
- Сельхозпроизводитель постоянно рискует, - считает Ильнур Тукаевич. - А предприниматели, занимающиеся торговлей, ничего не теряют. Они свои проценты получат, а убытки как-то можно компенсировать.
Четверть века назад сельское хозяйство даже в нашем районе прекрасно существовало, да и масшт
абы были другими. Причём тогда и не помышляли о зарубежном высокопродуктивном скоте, уровень механизации был несравним с нынешним, но молоком и мясом село кормило не только Тобольск. Так хочется вернуться к тому времени.
Теперь сельхозпредприятия и кооперативы из кожи вон лезут, чтобы сделать свою работу рентабельной.
- На сегодняшний день у нас сдача молока сократилась на 30-40 тонн по сравнению с прошлым годом. В будущем году показатель может быть ещё ниже. Надо что-то срочно предпринимать. Нам говорят: сейте травы. Но у нас кооперативы потребительские, оформить землю на кооператив не позволяет закон. Её может оформить частник, а мы ему будем оказывать услуги на его земле. И скот держать мы не имеет права. Надо блюсти свой статус, нельзя нарушать закон, - констатирует председатель «Молочного».
Их не сломаешь
За 15 лет Ильнур Тукаевич уже привык преодолевать трудности. Без них ни одно дело не обходится. Вроде бы тонок прутик, и его можно легко сломать, но когда прутики собраны вместе – не сломаешь. Так и наши председатели стараются держаться друг друга.
- Всё-таки вы – мужчина. Женщинам-председателям, наверное, труднее? – интересуюсь у И.Т. Шамуратова.
- Женщины у нас молодцы! Единственное, чего нам не хватает, это грамотности ведения бумажных дел. Очень
много стало документации, требования меняются каждый день. В нашем деле надо быть экономистами. Я как-то предлагал объединиться всем, сделать единую бухгалтерию, нанять юриста. Ведь проверяют все: от прокуратуры до налоговой. За некомпетентность можно ответить. Мы работать умеем, но мы – прежде всего производственники…
Уверена, это умение и помогло выстоять и пронести свою ношу в течение стольких лет. Ильнур Тукаевич соглашается и добавляет:
- Несём. Хотя, как в старые времена, я поработал бы в колхозе, на производстве. Пусть предприятие называлось бы по-другому. Но, увы, этого не будет уже никогда…
Елена ТЯН,
фото Тимура КАРЫМОВА