Медиакарта
12:37 | 22 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Воспитывать ЛЮБОВЬЮ

Воспитывать ЛЮБОВЬЮ
18:21 | 23 апреля 2010
Источник: Светлый путь

Каким должен быть педагог? Каждый из нас нарисует свой портрет идеального учителя. Кто-то наделит его чертами строгости, принципиальности, возможно, даже жёсткости в некоторых ситуациях. Другой изобразит всепрощающего мученика или солнечного человека, обладающего весёлым, неунывающим характером. И каждый окажется прав, ведь настоящий педагог должен сочетать в себе многие качества. А учитель, о котором пойдёт речь в этой публикации, умеет общаться со своими учениками на универсальном языке человечества – языке любви.

Вера Дмитриевна Синицина родом из старинного города Тобольска. Её юность прошла так же, как у многих учителей: детство под крылом любящих родителей (кстати сказать, её отец воевал на Украинском фронте, а мать была труженицей тыла), примерное учение в школе, Тобольском педагогическом училище и институте, распределение.

Так девушка попала в Миясскую школу, где стала работать учителем математики и физики. В то время образовательное учреждение находилось в деревянном двухэтажном здании. В школе обучалось 220 детей, были параллельные классы.

Вера Дмитриевна легко нашла общий язык с детьми, взяв за правило слова бабушки Зои Павловны Москвиной «тебе делают зло, а ты сделай в три раза больше добра». На мелкие шалости школьников молодой педагог просто не обращала внимания, а за серьёзные проступки справедливо наказывала. Порой ребята прятали мел, рисовали что-нибудь на доске – этим всё и ограничивалось, шутки не были злыми. А ещё мальчишки предлагали свою помощь, чтобы донести сумку учителя до дома. Сейчас, как отмечает Вера Дмитриевна, эта бескорыстная добрая традиция ушла в небытие. А как было бы здорово, если бы дети снова начали придерживаться простых правил этикета: первыми здороваться со старшими, не входить без разрешения в кабинет, не грубить, когда кто-то делает справедливое замечание, держать слово, если договорился с учителем о встрече, помогать поливать цветы в классе. Эту вежливость, это желание помочь в первую очередь должны прививать родители, во вторую – педагоги.

Вера Дмитриевна Синицина считает, что учитель обязан делами, собственным примером воспитывать любовь к труду и самостоятельности. Если ты просишь прополоть грядки на пришкольном участке, а сам стоишь с чистыми руками, то никто тебя не будет слушать. Но функции учителя не сводятся только к воспитанию, сегодня школа обращает особое внимание на теоретическую подготовку детей. При этом желательно, чтобы они получили глубокие знания и научились думать, размышлять, анализировать, поэтому В. Синицина использует в своей работе элементы технологии проблемного обучения.

Например, при изучении темы «Расстояние от точки до прямой» решается проблема: наклонную или перпендикуляр принять за расстояние? Дети самостоятельно приходят к верному выводу и даже формулируют правило. На уроках-мастерских ученики применяют свои знания на практике. Изучая графики тригонометрических функций, они должны научиться их строить в одной системе координат. В этом и заключается мастерство. Иногда Вера Дмитриевна даёт совсем необычные задания, требующие творческого подхода. Недавно она предложила написать сочинение по теме «Треугольники», используя слова «высота», «медиана», «биссектриса». Кто-то из ребят даже умудрился придумать сказку. Одним словом, применение игровых элементов при изучении такого сложного предмета как математика позволяет сделать материал удобоваримым для детей.

Не секрет, что деятельность педагога-предметника оценивается по результатам единого государственного экзамена, поэтому учитель математики особое внимание уделяет обязательным консультациям, на которых проводится работа с использованием контрольно-измерительных материалов (тестов). Вера Дмитриевна рассказала, что в период эксперимента использовались сложные задания, но сегодня они соответствуют уровню знаний одиннадцатиклассников.

Постоянство – это прекрасное качество, его так не хватает в современном мире. Героиня нашей зарисовки не только проработала всю жизнь на одном месте, но и всю себя посвятила мужу Валерию Егоровичу Синицину и сыну Сергею. Их семья небольшая, но крепкая и гостеприимная. Сегодня у Веры Дмитриевны есть всё: и любимая работа, и любящие люди, значит, она ещё долго будет дарить душевное тепло и свет своим ученикам.

Сергей ГУБАРЕВ,

Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)