Медиакарта
22:27 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия
09:12 | 23 ноября 2011

Дети – это наше будущее. Каковы дети – таково и будущее.

Придя в школу, я уже знала, что в наш век, когда человеческие ценности быстро меняются, воспитать высоконравственную, духовно и физически здоровую личность очень трудно. Но в своей профессиональной деятельности я упорно делаю ставку на воспитание. Хочу сделать так, чтобы детство было интересным, а школьные годы незабываемыми.

Теперь, когда мой стаж исчисляется тремя десятилетиями, я поняла …, «что, стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье».

Я счастлива, что люблю свою профессию. С радостью иду в школу, с удовольствием общаюсь с коллегами и детьми. Люблю свой теперь уже родной 202 кабинет. Мне приятно работать в таком шикарном здании. Мечтаю о том времени, когда во дворе школы будут стоять огромные деревья и благоухать яркие цветы. Мне нравится зимний пейзаж за окном, когда деревья в серебристом инее, или тихо падает снег. А по дорожке в школу спешат взрослые и дети. Очарование этих минут делает меня спокойнее, доброжелательнее. И я увереннее начинаю свой рабочий день, который может продлиться не только до 5-6 часов вечера, но и до 8-10, а порой и до 12.

Я думаю о детях, которых мне поручили, и хочу, чтобы каждый мой ученик вырос личностью, определившей свою жизненную цель и путь к её достижению. Люди такой категории интересны и нужны обществу, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, умеют любить. Поэтому, получая класс, я изучаю детей, ставлю цели на все 7 лет до окончания школы. И веду детей к этим целям постепенно: год от года.

Я считаю, что воспитание детей должно быть непрерывным и системным. Конечно, я уже выработала свою педагогическую философию, основные принципы которой «Не навреди», «Наши дети нуждаются в защите». Исходя из этого, я вывела для себя 4 правила:

1.Любить детей и восторгаться ими. Находить в каждом ребёнке что-то интересное и индивидуальное. Даже недостатки детей, их отрицательные качества стараюсь превратить в достоинства.

2.Создавать ситуацию успеха во всём и для каждого.

3.Воспитывать уверенность в каждом ребёнке, уверенность и самостоятельность: «У тебя получится … Ты сможешь…».

4.Быть самой честной и справедливой.

Я убеждена, что из каждого маленького поступка складывается большой характер. Посеешь характер - пожнёшь судьбу. Что я и делаю – корректирую поступки своих учеников, работая над формированием их характера с учетом личностных особенностей каждого. Не ставлю себе цель перевоспитать ребёнка. Но чётко определяю нравственные качества и веду каждого к ним. Ясно представляю себе конечную цель – выпуск, вуз или иное учебное заведение – профессия и человек, уважаемый и с чувством собственного достоинства.

Вера в ребёнка.

Любовь к нему.

Уверенность в нём.

Требовательность и справедливость.

Вот четыре основных принципа, которые помогают мне в работе.

Конечно, в моей педагогической системе существует ещё много других рычагов, которым я следую неукоснительно.

К примеру, получая класс, мы выбираем общее дело. Походы, палатки, ночёвки у костра, как это было с 11 «а» - юбилейным выпуском 2000 года, а итог всего - трёхсерийный художественный фильм о школьной жизни с 5 по 11 класс «Прекрасное далёко», который мы просматриваем при наших, правда, сейчас редких встречах. Этот выпуск на переломе эпох оказался для меня счастливым.

Мы покорили вузы и лицеи.

Мы в жизнь вошли уверенно,

Как ходят поезда.

Мы все добились своих целей!

Мои ученики и я!

Ломая все привычные устои, мы шли уверенно туда,

Где, нам казалось, существуют

Порядок, честь и доброта.

Все, покорив вершины и высоты,

Мечтали мы в тиши ночной

О жизни, пусть нелёгкой и спокойной,

Но с человеческой душой.

Цель истинного воспитания- не только в том, чтобы заставить детей делать добрые дела, но и научить находить в них радость, не только быть чистым, но и любить чистоту, не только быть справедливым, но и жаждать справедливости.

Иными словами, если ты, педагог, хочешь, чтобы твои дети были хорошими, – делай всё, чтобы они хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. А это, конечно, очень и очень трудно.

Дух, вселённый 11-м «а» классом (выпуск-2000) ещё блуждал в уголках 12 кабинета старого здания Вагайской средней школы. Но главными героями там уже были пятиклассники – фремдефриденцы, которые создали удивительный город Fremde Frieden из доброты, взаимопонимания, любви и уважения и отправились в Неизведанный мир. Городом правила мэрия во главе с мэром, который избирался каждую четверть. Главная задача мэра – сделать что-то оригинальное, хорошее, интересное во время своего правления. В городе действовал строгий устав, существовала папка, где хранились тайны фремдефриденцев. Из всего этого летописцы города создали историю на 146 стр., чтобы навек сохранить героические поступки его жителей. Это история выпуска-2007,самых активных участников школьного научного общества, постоянных участников конкурса «Ученик года», продолжателей традиций школьной организации «Республика «МЫ» Сейчас они заканчивают вузы, почти все мальчики этого выпуска прошли военную службу в армии, некоторые из них с честью отслужили в горячих точках страны. Я горжусь ими и желаю всем успехов.

Но я никогда не скажу, что воспитывала этих детей одна. Я благодарна педагогам – предметникам: Н.А. Канаткиной, Н.А. Карабановой, Н.П. Банниковой, Н.В. Карелиной, В.П. Таскаевой.

Если с помощью психолога В.П. Надеиной я выстраивала внутреннюю линию характера будущей личности, то учителя-предметники давали им те знания, которые им пригодились по окончании школы и при поступлении в различные учебные заведения. Также никогда не исключала сотрудничество с родителями и их содействие. Подключала к нашим делам и проблемам. Каждое мероприятие класса было едино в цепочке всех мероприятий, ведущих к конечной цели.

Педагогом дополнительного образования был тогда у нас Банников Н.А. Это он учил (начиная с 5 класса) мужеству, силе воли моих мальчишек на спортивной площадке. И из самого маленького, худенького ученика нашего класса Коптяева Андрея сделал талантливого баскетболиста.

Не все таланты, к сожалению, были раскрыты. На то были объективные причины. Но нам повезло, что среди учителей школы было немало интересных людей, имеющих свою «изюминку». Так, при содействии Надеиной Ю.В.(идейного вдохновителя детской организации «Республика «Мы») эти дети вошли в историю школы как первые КВН-щики. А Гайсин Азат стал первым исполнителем «Школьного гимна».

Из числа этих детей избирались министрами 13 человек, а двое – президентами школы. Мои дети занимали первые места в конкурсах «Ученик года» и выступали в научно-практической конференции «Шаг в будущее», научным руководителем которой был Н.А. Банников, также они были победителями областного фестиваля «Трудовое лето». Без этих детей не проходил ни один митинг, посвященный Дню Победы. Районная газета «Сельский труженик» для них была близким другом. На её страницах ежемесячно появлялись наши статьи, рассказы и стихи. Конечно, очень хочется ещё вспомнить, что среди этих 3 выпусков было 19 серебряных и один золотой медалист.

Все это помогло сформировать у детей активную жизненную позицию. И, надо сказать, это им сейчас пригодилось.

В данный момент у меня девятиклассники(10 девочек и 11 мальчиков), новое поколение детей, несущее с собой все проблемы современного общества. Результаты диагностического обследования ещё в начале 5-го класса показали, что только 7 человек имели хорошую школьную мотивацию. Согласитесь, - ситуация сложная. Разрабатывая программу формирования у своих подопечных нравственно-ценных качеств, я сочла необходимым привлечь к этой работе в первую очередь родителей. Родительские собрания и классные часы с соответствующей тематикой зачастую проводились вместе: «Не откладывай дела, а откладывай безделье»; «Мир сотворим своими руками»; «Тот человек пустой, кто полон самим собой»; «Урок – это священно!»; «Есть такая профессия – ученик»; «Закон хорошей учебы»; «Портрет успешного ученика», самоанализ «Умею ли я учиться?», «Мои жизненные принципы».

«Давайте жить дружно и красиво, чтоб сделать прекраснее мир» - с этой программой были ознакомлены родители на собрании. Возражений не было. Но и полного понимания того, что я предлагаю, у некоторых родителей тоже не было.

И все-таки в работе и с этим последним выпуском я добилась положительных результатов во многом.

4 года подряд класс почти в полном составе принимал участие во всех школьных мероприятиях. Мы участвовали в конкурсе « Ученик года» 12 раз. В 5 классе 5 человек участвовали в конкурсе, в 6 – 3 человека, в 7 и 8 классах - по 2 человека. С 5 класса мы активно включились в работу школьной организации «Республика «Мы». Уже 2-й год, начиная с 8 класса, школьным министром печати является Ефимова Алиса. А школьным министром спорта в этом году стала Чаунина Оля. У нас есть и отличники, и хорошисты, хотя учеба для нас всё еще остается достаточно острой проблемой. Зато в классе есть своя баскетбольная команда девочек – наша гордость. Многократно они были призерами и победителями разного уровня соревнований. Тренером этой баскетбольной команды является С.И. Ламинский. Это он учит девочек спортивному мастерству, упорству и трудолюбию. Мы понимаем – безделье приводит к праздности, а праздность сгубила немало даже талантливых людей. Я часто повторяю детям фразы: «Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты выйдешь из стен школы, таким и будешь в последующей жизни» и «Если ты не можешь быть солнцем, будь просто звездой на небе. Только найди свое дело. И постарайся стать самым лучшим!»

И заканчивая, я хочу сказать:

«Любите детей!

Не бойтесь делать их счастливыми!

Любовь ещё никого не испортила!»

Галина ЗАХАРЧУК, Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей категории