Медиакарта
3:50 | 12 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Человек, закаленный Сибирью

Человек, закаленный Сибирью
14:37 | 30 ноября 2011

В век кибернетики и нанотехнологий, генной инженерии и модернизации, в погоне за мегабайтами информации современному человеку иногда нужно остановиться, чтобы перевести дух и, оглянувшись назад, оценить результаты своих действий. Анализируя прошлое, можно достичь результатов в настоящем и строить планы на будущее. Для поступательного движения человеку нужна твердая платформа, прочный фундамент. Для многих людей такой опорой в жизни становится семья. Известно, что только в семье ребенок постигает особенности общения, учится любви, взаимопониманию. В семье закладываются нравственные ориентиры будущей личности, моральные принципы человека.

Судьба Юрия Михайловича Конева удивительна и по-своему неповторима, прежде всего потому, что она выстроена его руками, выверена долгими размышлениями, когда необходимо было принимать единственно верное и зачастую бесповоротное решение.

Юрий Михайлович Конев родился 10 августа 1942 года в Ханты-Мансийске. Как и многие дети его поколения, Ю.М.Конев на собственном опыте узнал цену и хлеба, и тяжелого труда, и, конечно, любви близких, без которых было невозможно выжить в трудные годы войны. Отец Ю.М.Конева погиб в годы войны на Северном Донце, поэтому большой опорой для Юрия Михайловича всегда были его мать и старшие братья. Одним из важных наставлений матери своим сыновьям было: «Если хочешь выжить – много трудись».

Родом из детства две отличительные черты Юрия Михайловича – его трудолюбие и любовь к земле, понимание сельского труда. Не случайно он, будучи депутатом, всегда избирался от сельскохозяйственных районов области, а сегодня возглавляет Комитет по аграрной политике и земельным отношениям Тюменской областной Думы.

Вот что сегодня Юрий Михайлович вспоминает о своем детстве: «В Сибири всегда были большие, крепкие и дружные семьи. Иначе в суровых климатических и бытовых условиях не выжить. На селе тяжелая физическая работа требовала и формировала особый склад характера. Добросовестность, упорство, трудолюбие, умение брать на себя ответственность – вот отличительные качества настоящего сибиряка.

С шести лет я принимал участие во всех хозяйственных делах. Заготовка дров и сена – вот главная летняя забота всех сельских семей. Мы содержали хозяйство, дом, в котором всегда было холодно, поэтому, чтобы его протопить, было необходимо ежегодно заготавливать по 30 кубометров дров. Когда вскрывался Иртыш, мы с ребятами дежурили на лодках – не пронесет ли бревно? И если видели, то надо было быстрей его поймать и притащить по речке к дому. Еще со средним братом Володей мы на лодке ездили к Санаторскому логу, пока не обмелеет река. Там мы взбирались на гору, находили валежину и пилили ее на чурки. Эти чурки сбрасывали с горы в речку и там грузили в лодку. Кроме этого, главным в заготовке дров было привезти плот таловых бревен. Пока мы были детьми, мама, объединившись с кем-нибудь из односельчан, приводила плоты на паях. За Иртышом, выше Самарово, стоят таловые рощи. Деревья приходилось рубить в воде, иначе, когда рощи обсохнут, деревья с берега не стащить и не сплотить их на течении Иртыша. Хотя дрова из тала были «нежаркие», другого выхода тогда у нас не была. Березовые и осиновые дрова заготавливали предприятия города, привозя их из-под Вьюшково. Нам же это было не под силу, так как не было лошадей, чтобы их вывезти.

В хозяйстве у нас были корова, теленок-подросток, овцы, куры. Нам с братьями приходилось ежедневно убирать за скотиной, кормить ее, таскать почти за километр хозяйственную воду с Иртыша, а питьевую воду носить с горы Бараба, где находился единственный колодец, в котором в любое время года была холодная вода. Что касается сена, то покосы были достаточно далеко, и добраться до них можно было только на лодке. Женщины, оставшись после войны без мужчин, сами вручную косили, гребли сено, копнили, а затем на ручных носилках таскали и метали в стога объемом на три воза. Вернувшись, нужно было сложить сено на сеновал. Мы с ребятишками забирались на сеновал, нам подавали сено, а мы его складывали и уминали. Зачастую сена не хватало, поэтому подкармливали скот, чем могли. Главной же подкормкой был тал. Почти всю зиму с санками жители ходили за Иртыш, рубили тальник, везли его домой и скоблили с него кору, которой и подкармливали скот. К весне в каждом дворе были горы очищенных таловых палок, которыми летом могли топить печки, ведь электричества тогда в домах не было…

Несмотря на то, что на первом плане всегда были домашние обязанности, у нас все-таки была своя, без родительского догляда, жизнь. Летом в свободное время было два места, куда мы любили бегать с друзьями: пристань и базар. Во время сенокоса, когда мама уезжала на покос, обычно на неделю, старший брат Михаил должен был продать молоко и на эти деньги на базаре прикупить хлеба. В 1944-1945 годах Михаил работал сельским исполнителем по месяцу каждое лето – разносил разные повестки. За эту работу сельский совет давал определенное вознаграждение – пятидневные талоны на хлеб (на каждый день по 500 граммов). Если по продуктовым карточкам хлеб надо было выкупать каждый день, то на пятидневный талон он мог сразу получить 2,5 килограмма хлеба. В послевоенное время с хлебом тоже было трудно, поэтому мать работала на временных работах: чистила мешки из-под сахара и муки на базе. Остатки от отсыревших мешков она приносила домой, мы отделяли их от мешковины и готовили «заваруху».

После смерти матери в 1954 году жить стало труднее, а моими воспитателями стали старшие братья Михаил и Владимир. Теперь уже они говорили мне: «Ты должен уметь все – это тебе пригодится».

Территориальная компактность проживания в селах позволяет сохранять родственные связи, семейные традиции, преемственность поколений, заботиться о старших в семье. Многие сельскохозяйственные работы, сельские бытовые хлопоты нельзя выполнить в одиночку. Начиная от заготовки дров и сенокоса, копки картофеля и сбора даров леса - везде требуется крепкий, сплоченный коллектив. А что может быть крепче, чем коллектив, связанный семейными узами и объединенный общностью интересов. Сельские дети рано приобщаются к труду, понимают и знают цену трудовой копеечке. А когда они видят достойный пример в лице родителей, бабушек и дедушек, помноженный на семейные нравственные традиции, вот тогда из них и формируется полноценная личность – опора общества.

*   *   *

Юрий Михайлович с детства привык самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки, стойко переносить все трудности и перипетии жизни. Этапы жизненного пути закалили характер и волю. «Всю жизнь работаю на благо людей, для людей, для общества и никогда не изменял своим принципам», - говорит Конев Ю.М. Для Юрия Михайловича служение стране и, что самое главное, ее людям – не звонкая митинговая фраза, а основа ежедневной работы и то, что определяет цель жизни и ее значимость.

Материал оплачен из избирательного фонда кандидата в депутаты Тюменской областной думы Ю.М. Конева. Договор № 263 от 8.11.2011 г.

Теги: конев