Медиакарта
12:40 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

ЖКХ: повысить рентабельность без ущерба для населения - возможно?!

ЖКХ: повысить рентабельность без ущерба для населения - возможно?!
14:32 | 16 декабря 2011

К диалогу будь готов!

Представители муниципалитета и управляющей компании ООО “Теплосервис” собрали вечером в среду, 7 декабря в бывшей “Дюймовочке” (ныне «Молодежный центр») жильцов многоквартирных домов, расположенных по ул. Новая 40, 42; Мира 7,9,11; Первомайской и др. В повестку встречи включили несколько вопросов, в том числе касающиеся капитальных ремонтов, заключения договоров с … А вот с кем и на что придется заключать договора, разобраться окончательно так и не удалось, так как разговор выдался бурным, перемежающийся взаимными упреками. Чтобы получить от государства деньги на капитальные ремонты мест общего пользования и пр., необходимо создание ТСЖ и прочих неведомых большинству организаций, проведение собраний ответственных квартиросъемщиков, подписи надо с жильцов собирать и т.д. Потому делегировали сие добровольцам из числа наиболее бойких и грамотных. То, что нужно было сделать давным-давно, как-то прошло мимо сознания слабо информированных граждан и не озаботило местных чиновников, ответственных за это, вот и ухудшалась ситуация из года в год. Что касается качества оказываемых услуг, вызывающих более чем справедливые нарекания, тем не менее, оплачивать их надо, но квартплату с сентября не берут с людей из КСовских домов из-за возникшей неразберихи и недопонимания между местной управляющей компанией, сургутского филиала энергоснабжающей организации ООО «Газпром энерго» и администрацией района. Предложения юриста “Теплосервиса“ Ольги Виноградовой, не сумевшей донести до собравшихся в полной мере позицию предприятия, по существу были оспорены рядом присутствующих, в том числе заместителем прокурора района Е. Пьянковым, выступавшем в качестве квартиросъемщика и предложившим ряд путей для исправления ситуации с ремонтами и квартплатой. Начальник отдела жилищно-коммунальной политики администрации района Марина Быкова не смогла ответить на поставленные многочисленные вопросы из зала, но пообещала сделать это через неделю в это же время и в этом же месте. Люди расходились в некотором возмущении, не до конца понимая для чего их собирали, но в инициативах “сверху” решили поучаствовать. Чтоб хоть что-то сдвинулось с мертвой точки. Отрадно, что в дебатах активное участие принял и депутат Ярковской сельской Думы А. Огнивов, также как и представитель прокуратуры, выступавший в роли квартиросъемщика и тоже взявшийся за сбор подписей по своему дому.

P.S. Аплодисментами наградили одну из выступавших женщин, проживающую в общежитии и убедительно обосновавшую заявление о том, что это именно ей коммунальщики изрядно задолжали, а не она им! Вот только если не платить всем дружно по в общем-то обоснованным счетам, то чем это обернется и для потребителей, и для ЖКХ, как потом жить …?

Планово-убыточное предприятие вне конкуренции

Не самым удачным образом проведенное собрание с потребителями коммунальных услуг, находящимися в нервирующем «подвешенном» состоянии на протяжении порядка 3-х последних месяцев, потребовало от журналиста поиска дальнейших разъяснений, в силу профессии. Обстоятельный разговор, посвященный вопросам ЖКХ, состоялся с директором ООО “Теплосервис” - Эриком-Исаевым, грамотным и неравнодушным руководителем, пытающимся наладить работу предприятия без ущерба для населения. Поскольку коммунальщики выступают в Ярково в роли управляющей компании в единственном числе, проблем набирается “выше крыши”. Валить все только на них - безусловно, неправильно. Администрация района? Без поддержки муниципалитета действительно невозможно содержать теплотрассы, котельные, вести текущие и капитальные ремонты. Я, например, полагаю, что местные чиновники могли бы и лучше справляться со своими обязанностями, да “под лежачий камень вода не течет”. Эрик Магомедович находит замечательным то, что удалось добиться главе района В. Вторушину выделения из бюджета области 240 миллионов рублей на первоочередные коммунальные нужды. Ярковчанам не по карману нести бремя всех издержек - в этом мы сошлись, но универсального пути выхода из сложившейся ситуации, простого и всех устраивающего, увы, нет. Нравится нам это или нет, но очень многое будет зависеть от административного ресурса. Что касается набившего оскомину “Газпромэнерго” - их позиция глазами стороннего наблюдателя выглядит следующим образом. Устанавливая счетчики в колодцах распределительных, возлагая на себя бремя ответственности за наиболее надежные коммуникации, находящиеся в более-менее приличном состоянии, энергоснабжающая организация оставляет все прорехи на совести коммунальщиков. «У нас договор по цоколю здания, - поясняет Эрик Магомедович. – Даже после установки общедомовых счетчиков жильцы будут оплачивать лишь то, что реально получили, а все затраты на содержание соединительных теплосетей протяжен-ностью в 40 и более метров, обветшалых ответвлений и т.д. – лягут обузой на «Теплосервис». При этом, согласно предложенного варианта теплоснабжения, интересы предприятия не учитываются, то есть, собрав с людей деньги, мы их передаем все без остатка поставщикам и вынуждены еще покрывать издержки от потерь невозвращен-ной в теплоноситель энергии, нести фактически все убытки, оплачивать разницу температур по заходу и выходу из домов и прочее. За счет чего? Именно поэтому и предложили ряду жителей, чьи дома зависят от бывшей КСовской котельной, заключить договора напрямую с «Газпромэнерго», без посредников. Мы оставляем за собой и вывоз отходов, и текущие и прочие ремонты мест общего пользования, подъездов и т.д. Хотелось бы донести эту мысль до населения, чтобы избежать взаимных упреков, чтобы люди ясно себе представляли, кто и за что отвечает и несет ответственность и на что расходуются их деньги».

О тарифах и ценах

Получая ежемесячно квитанции об оплате за те или иные услуги, исправно платим, не всегда вдаваясь в показатели и тарифы. Попробуем хотя бы частично разобраться.

Для того, чтобы узнать установленные для нашего муниципального района тарифы, заходим на официальный сайт Федеральной службы по тарифам (www.fstrf.ru). На главной странице кликаем ссылку «Калькулятор коммунальных платежей», ищем в списке Тюменскую область, дальше – Ярковский район. Выбираем услугу и управляющую компанию. Задаем метраж и количество прописанных лиц в квартире. Смотрим и сравниваем с цифрами в квитанции. Кстати, на сайте приведены показатели по нормативу и по счетчику. Например, семья состоит из 3-х человек, площадь квартиры 45 кв.м. Льгот нет. Посчитаем, сколько семья должна платить за коммунальные услуги. Начнем с воды. Управляющая компания – ООО «Теплосервис». Допустим, что на воду счетчика нет, а жилое здание с водопроводом, канализацией, ванной и газовым отоплением. В нашем случае норматив составляет 4,866 м3 / чел., тариф -16,52 руб / м3. Итого - 241,16 руб. в месяц. При наличии счетчика тариф тот же, но сумма бы высчитывалась из показаний счетчика, а не норматива.

Посчитаем сумму за отопление. Норматив составляет 0,025 Гкал / м2. Тариф - 955,70 руб/ Гкал. Итоговая сумма для семьи - 1 075,16 руб. При наличии счетчика тариф не меняется.

Из чего же складывается сам тариф, от которого и ведутся все расчеты, в том числе зарплаты коммунальщиков, возможности для аварийных и плановых ремонтов? И вот здесь мы подходим к самому главному преткновению. Так как все делается загодя, то, предположим, закладывается одна цена на газ, а фактически имеем значительно выросшую. Износ теплосетей в райцентре, не говоря о сельских поселениях, критический, а предусмотрено восстановление лишь отдельных участков и т.д. Повышать тарифы, утверждаемые региональными комиссиями и областным правительством, до бесконечности – загонять население в долговую кабалу и заведомо невыполнимо. И сопряжено с риском социального напряжения. Снижать затраты, разумно хозяйствовать, применять энергосберегающие технологии - так для этого вначале надо вложить не один миллиард рублей в капитальные ремонты, чтобы получить эффективную отдачу. Как выразился Эрик Исаев «нам бы из опилок вылезти», подразумевая, что до сих пор вынуждены дедовским способом утеплять теплотрассы и нести вследствие этого убытки от потерь на обогрев улицы.

Тем не менее, совместными усилиями всех ветвей власти и при поддержке граждан, от которых требуется проявить-таки активность в вопросах коммунального бытия, ЖКХ возможно и должно стать рентабельной отраслью без ущерба для потребителей!

Автор: Олег РАЕВСКИЙ