В утреннюю суматоху рабочего утра ворвался телефонный звонок М.М. Ибуковой, психолога комплексного центра социального обслуживания населения района, с приглашением на информационное сопровождение. Вкратце рассказывает, что будет применяться инновационная технология «Сеть социальных контактов», которую используют для социальной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Суть ее в том, что специалисты различных социальных структур собираются вместе, и в доверительной беседе пытаются найти пути выхода из проблемной ситуации, сложившейся в конкретной семье.
По дороге на встречу узнаю о семье. В ноябре прошлого года из семьи Глухаревых изъяли детей, потому что санитарно-гигиенические условия в доме оставляли желать лучшего. Сейчас пришло время забирать детей из приюта, но последние проверки показали, что дело не сдвинулось с мертвой точки. Новая технология – последний шанс вразумить нерадивую мамашу. Иначе: лишение родительских прав и отправка ребятишек в детский дом.
В администрации Черноковского сельского поселения уже ждет глава Любовь Васильевна Фёдорова. Пока собираются все участники технологии, сетевой терапевт (роль которого исполняет Марсельеза Марсовна) готовит место: стулья ставит тесным кругом, в середину которого устанавливает небольшой стол, а на него – четыре свечи.
Наконец все участники в сборе. Свои места в «круге доверия» заняли местные и районные специалисты, мать детей и ее сожители - бывший и настоящий.
Марсельеза Марсовна приветствует участников и представляет их друг другу. Затем ориентирует: «Сегодня мы с вами должны ответить на главный вопрос – какова дальнейшая судьба детей».
Общий тон встрече задает притча:
- Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала: «Я – Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!». И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала: «Я – Вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше». После этого подул легкий ветерок и погасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – любовь. У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких». Едва договорив это, свеча погасла.
Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:
«Что вы делаете!? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!». Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча сказала: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь другие три свечи: я – Надежда».
Специалист сельской администрации Галина Алексеевна Донгаева кратко рассказывает о семье Глухарёвой Надежды Викторовны. Она приехала в Черноковское поселение из райцентра в 2005 году. С 2006 семья находится на профилактическом учете, потому что она многодетная, малообеспеченная, неблагополучная. Мама нигде не работает, не занимается домашними делами, воспитанием детей. А их у нее трое: Артем (12 лет), Коля (8 лет) и Лера (5 лет). А дальше приводит число - это количество попыток специалистов помочь семье. Работа началась с марта прошлого года – КДН при администрации, выездные рейды – безрезультатно, в конце ноября детей изымают из семьи. Дальше – профилактические беседы, проверки и выезды, контроль местных ведомств (школа, больница, участковый пункт милиции). Только в феврале этого года состоялось четыре встречи с Надеждой Викторовной. Всё тщетно.
Сейчас проблема в том, что матери просто некуда забирать детей. Бывший сожитель категорически отказывается принимать ее обратно. Обвиняет в неверности и вообще довольно эмоционально реагирует на попытки специалистов примирить «супругов». Нынешний сожитель, человек довольно сдержанный и уравновешенный, совершенно не желает брать на себя груз в виде трех детей, о чем открыто говорит. Сегодняшнее положение дел его полностью устраивает.
Но и в помощи семье никто не отказывает. Глава поселения помогла найти квартиру. Может предоставить нужную мебель, не раз хлопотала по трудоустройству. На последней комиссии по делам несовершеннолетних при администрации района было принято решение выделить матери материальную помощь, чтобы она могла подготовить дом к приезду детей, приобрести все необходимое. В общем, все проблемы решаемы, кроме одной – нежелания мамы что-то менять в своей жизни.
В разговор включается Татьяна Леонидовна Таскаева – заместитель директора по воспитательной работе Черноковской школы: «Дети в школу приходят неопрятные, грязные. Коля переодевать обувь уходит подальше, чтобы его никто не видел, а все потому, что у него нет носков! Так и ходит босыми ногами в резиновых сапогах!». Коллегу поддерживает социальный педагог Людмила Викторовна Симонова: «На одной из проверок пришли к ним в дом и были поражены грязи, царившей там. Еды – никакой, только одна картошка, облепленная мухами, на столе лежала. Окно до того грязное, что не видно, что происходит на улице. Спрашиваем: «Почему не моешь?», а она в ответ руками разводит: «Пробовала – не отмывается!». Так Татьяна Леонидовна тут же взяла тряпку, намочила ее и провела по стеклу – и оно начало отмываться. А у нашей горе-хозяйки все время отговорки».
Сколько ужасных фактов о жизни детей в семье я узнала в ходе беседы. Их не били, нет! Просто они, как бродячие щенки, росли сами по себе. К примеру, в квартире было только одно(!) спальное место – для мамы и отчима. Где спали дети? Непонятно. Ученический стол отсутствовал, шкаф и чистая одежда – тоже. О личной гигиене дети знали только со слов учителей – дома этому их никто не учил.
Попыталась пробудить материнские чувства в Надежде Викторовне главный специалист опеки Наталья Евгеньевна Иванова: «Вы понимаете, что вам грозит лишение родительских прав? Почему вы за это время не предприняли никаких мер, чтобы вернуть своих детей? Почему не навестили их ни разу? Вы – женщина. Наведение чистоты, уюта, стирка, глажка, готовка, воспитание детей – это элементарные вещи и в их выполнении нет ничего сложного. Почему вы не можете позаботиться о своих детях?».
На все вопросы в ответ – только тишина. На протяжении всей встречи мама сидела, низко склонив голову, и плакала. (Кстати, выглядела она вполне достойно: чистые вещи, макияж. За собой она умеет ухаживать). Чем были вызваны слезы – неизвестно. То ли ей было стыдно, то ли жаль детей, то ли себя… Наконец общими усилиями специалисты смогли добиться от нее ответа. Да, она приведет в порядок дом к возвращению детей, подготовит нужные вещи и впредь будет заботиться о ребятах. А впоследствии – устроится на работу.
Выполнит ли мама свои обещания? Займется ли воспитанием детей? Сможет ли эта семья стать счастливой?.. Эти вопросы остаются открытыми. Но еще можно ждать положительных перемен, ведь свеча надежды пока горит.
· Инновационная технология «Сеть социальных контактов» применяется на территории Вагайского района с октября 2008 года.
· С этого времени было проведено 22 встречи: 7 – в социально-неблагополучных семьях, 3 – в многодетных, 8 – в неполных, 14 – в состоящих в банке данных группы особого внимания, где родители не выполняют обязанности по воспитанию и содержанию детей.
· В трех случаях желаемый результат не был достигнут, с данными семьями намечены дополнительные встречи с приглашением представителей власти.
Людмила ОСТЯКОВА
(Имена и фамилии главных героев изменены)