В нашем сельском поселении уже не осталось в живых ни одного участника Великой Отечественной войны. А тружеников тыла всего лишь 17 человек. Время берёт своё. С каждым годом редеют ряды ветеранов, тех, кто жил, воевал и трудился в далёкие и суровые военные годы.
Потому хочется побольше узнать о прожитых судьбах людей военного времени, чтобы рассказать молодому поколению. Память должна оставаться всегда в народе, а иначе уподобимся «иванам, не помнящим родства».
Сегодня я расскажу о судьбе Быковой Раисы Васильевны, в девичестве Долгушиной. Родилась моя героиня 23 августа 1932 года в д. Криванковой в то время Мысаёвского сельсовета. Насчитывалось тогда здесь 38 хозяйств. Но семьи тогда были большие. В среднем в каждом дворе проживало по 5-6 человек, а в иных избах было по десять и более жителей от мала до велика.
Созданный в деревне колхоз получил имя С.М. Кирова, а председателем народ избрал Долгушина Василия Ивановича. Колхозников в деревне распределили по двум бригадам.
Мать Раи Августа Дмитриевна воспитывалась в большой семье. У неё было семь братьев и две сестры. А у отца Василия Тимофеевича было две сестры и брат. У своих родителей Рая стала первенцем. После появились Коля, Володя и Фаина, которая родилась в начале войны.
В первые же дни нападения фашистов на нашу Родину один за другим ушли на фронт братья матери: Андрей, Иван, Михаил-старший и Гаврила. Проводили на фронт и отца. Когда его повезли в военкомат, младшей дочке Фае был всего лишь месяц от роду.
А спустя год пришла в семью похоронка. Погиб Василий Тимофеевич 10 июля 1942 года в Вологодской области. В похоронке было указано место захоронения: д. Рокса Оштенского района, около церкви, седьмая могила в восьмом ряду. Сложили свои головы на войне и два дяди, Андрей и Иван.
А вот Гавриле и Михаилу-старшему посчастливилось вернуться домой. Уходя на войну, последний оставил дома жену и дочь. Однако после войны семья распалась, и Михаил уехал в Омск, где вновь обзавёлся семьёй, но детей у него больше не было. В 90-х годах после болезни его не стало, а дочь от первого брака Нина живёт в Заречном.
Гаврила Дмитриевич жил после войны в Рахваловой, работал председателем исполкома в Полуяновском сельском Совете Тобольского района. Как-то после собрания в Байгаре возвращался с попутчиком в Полуянову на конном ходке. Уже темнело, но они заметили, как от склада двое мужчин тащат на себе мешки. Не раздумывая, Гаврила Дмитриевич соскочил с ходка и бросился за ворами. У одного из них оказался нож, который он вонзил в грудь подбежавшему председателю сельсовета. И воры скрылись в темноте.
Правда, попутчик не растерялся и вызвал из деревни по телефону милицию. Милиционеры приехали быстро и с собакой. Она по следу нашла и воров, и орудие убийства. Ворами оказались местные жители. Отец с сыном крали из колхозного склада зерно.
В Тобольске состоялся суд, на котором отца посадили на 20 лет, а сыну дали 15. А Гаврилу Дмитриевича, поплатившегося жизнью за колхозное добро, похоронили с почётом на городском кладбище.
Деревенским ребятишкам с малых лет в летнее время приходилось работать в колхозе. Особенно досталось в годы войны. Вот и Рая с июня и по сентябрь пасла скот вместе с более взрослым пастухом.
В 1941 году весенний паводок был таким, что его до сих пор вспоминают старожилы. По причине вспышки сибирской язвы в колхозе пали 24 лошади, а землю обрабатывать нужно. И тут нашли выход - стали обучать работе быков. А они своенравные животные. Рая боронила пашню на красном быке со звёздочкой, которого за ней закрепили. А старшей бригады подростков на бороновании была назначена бабушка Варвара, которую все звали бабушка Варюха. Она следила за порядком и помогала, когда мальчишки и девчонки не могли справиться с быками. А те, бывало, идут, идут и лягут, и хоть что хочешь делай. До тех пор не поднимутся, пока не отдохнут.
Подходил сенокос - подростков с граблями на луг. А с ними вновь ставят за старшую бабушку Василису. С пятого класса уже учили девочек вязать снопы за лобогрейкой. Это переоборудованная сенокосилка, которую обычно запрягали тремя лошадьми: первая – ездовая, а за ней – пара лошадей.
Обуви не было, работали в поле босиком. Жнивьём кололо и царапало ноги до крови. А работали обычно дотемна. Домой добирались на тех же лошадях. Забирались кто куда: верхом на лошадей и на саму лобогрейку. И по дороге домой в прохладной августовской ночи звенели над дорогой проголосные песни. Знали их много. Правда, сейчас Раиса Васильевна, по её словам, многие песни тех лет подзабыла, но до сих пор в памяти остались мелодии и слова таких песен: «При лунной ночи, днём прохладным», «Скакал казак через долину», «Вот мчится поезд по уклону», «Разбушевалася погода и разыгралася гроза» и так далее.
«В уборку в ночное время приходилось возить снопы на гумно, где их обмолачивали на семизубке с конным приводом. А ночи тёмные, едешь и не знаешь, куда тебя лошадь с возом привезёт», - вспоминает Раиса Васильевна. Однажды конь увёз её к забору совсем в другую сторону. А семизубка представляла из себя круг с зубьями, а к нему закреплялись три толстые жерди длиной примерно метров по восемь. К каждой из них припрягали по паре лошадей, которых коногоны гоняли по кругу. Обмолоченное из снопов зерно скатывалось по лотку на плотно утоптанную землю.
Летом 1948 года после окончания семилетки Рая попыталась поступить в Тобольское школьное педучилище, но не прошла по конкурсу. Всю зиму трудилась на строительстве канала к будущей электростанции в д. Красный Выселок. По этому каналу из озера Дикого хотели спускать воду для этой электростанции. Народу согнали со всей окрестности много. Но тяжёлый труд желаемого результата не принёс. Электростанция так и не заработала.
В 1949 году Раиса поступила на годичные бухгалтерские курсы в Тобольский зооветтехникум. После окончания назначили её в колхозе учётчиком на Касьяновскую ферму. На следующее лето дедушка Дмитрий Яковлевич поехал в Ныду проведать дочь Анну, а вместе с ним увязалась и Раиса, не отпросившись у колхозного начальства. Благо, паспорт у неё уже был. Бросила работу, отчёт не сдала и с работы не уволилась. Да её бы из колхоза и не отпустили, а времена-то были сталинские. Молоко, что выпоили телятам на ферме, поставили Раисе в счёт. Но это ещё хорошо.
В Ныде её приняли счетоводом-кассиром в отдел народного образования. Первое время жила у тёти, а потом дали комнату на двоих с приезжей девушкой. По тем временам получала неплохую зарплату, которая позволяла ей помогать брату Николаю, он в то время учился в Тобольском рыбтехникуме. Позднее здесь же получил специальность и второй брат Владимир. В дальнейшем оба они трудились на рыбодобыче на Камчатке.
А Раиса Васильевна так и не смогла привыкнуть к северным условиям. Всё тянуло домой, хотя скучать в Ныде не приходилось. Всё свободное время проводила в клубе. Выступала в хоре, играла на гитаре, пела и плясала на сцене.
И всё-таки она не выдержала, уволилась и вернулась домой. Со сценой расставаться не хотелось, и она решила испытать себя на клубной работе. Заведующая отделом культуры Дубровинского района Мария Дмитриевна Коротаева только и спросила: «Петь и плясать умеешь?». Получив от Раисы утвердительный ответ, направила её на работу в Бегишевский клуб. Проработала там три месяца, успев поставить один концерт. На этом и закончилась её культурная эпопея.
Утром 19 декабря 1954 года мать рассказала дочери, что ей приснился сон, в котором она отрезала от каравая горбушку хлеба и отдала её Петру Быкову из деревни Яриной. А потом и говорит: «Ты у меня, девка, однако, скоро замуж выйдешь». Не зря в народе говорят, что бывает сон в руку. В тот же день заявились к ним из Яриной на лошадке в кошевой сваты. Сам жених Пётр Васильевич Быков и его сродная сестра. В Яриной в этот день отмечали старинный праздник «Никола зимний».
Раису пришлось поуговаривать: не хотелось ей замуж, тем более что большого чувства между ней и Петром не было, хотя друг друга знали. Но всё-таки сосватали, и оказалась Раиса в д. Яриной.
С февраля 1955 года её вновь приняли в колхоз 40 лет Октября бухгалтером по животноводству. Расстояние от Яриной до Касьяново немалое, вот и ездила на работу на лошади. Зимой на санях, а летом на вершной.
22 сентября появился в семье Быковых первенец, которого назвали Колей. Месяц посидела с сыном и на работу. За рождение Коли получила единовременное пособие – 70 трудодней. А когда 3 июня 1962 года родился второй сын Миша, выплатили ей декретных 300 рублей. После обмена в 1961 году денег это была вполне приличная сумма. 10 мая 1968 года родился у Быковых третий сын, которого назвали Володей.
В эти годы она 9 лет работала на Яринской ферме дояркой, кормила телят, ухаживала за лошадьми. Все работы тогда выполнялись вручную, механизации на ферме не было. Яринские животноводы умели трудиться, добивались высоких показателей по надоям молока и привесам. Доили коров три раза в день и дома всё успевали. Да ещё дояркам план по сену доводился. Дежурная доярка летом косила и завозила на лошади зелёную подкормку коровам, а также молотое зерно, которое замачивала в бочках.
Пришлось Раисе Васильевне поработать учётчиком в бригаде, куда входили деревни Дудникова, Ярина, Коршунова. Все поля на сотни раз перемерила саженью, ведь надо было вести учёт ежедневной выработки трактористов. И заправка тракторов была на ней. Впрочем, работы она никогда не боялась.
В октябре 1970 года всей семьёй переехали в Касьяново, где им дали квартиру. В июле 1973 года Р.В. Быкову пригласили на работу в сельисполком. Пять лет проработала бухгалтером, а после девять лет до выхода на пенсию в 1987 году трудилась в сельском Совете секретарём.
Свой дом из Яриной Быковы перевезли, не разбирая, в конце ноября 1975 года. Правда, печи разбирали и окна выставляли, а под дом подвели два толстых хлыста и на них, как на полозьях, обвязав дом тросами, пятью гусеничными тракторами притащили в Касьяново. Летом следующего года довели дом «до ума» и перебрались в него. В перевозке и достройке дома помогали родственники: брат мужа Александр Васильевич – мастер на все руки, его супруга Таисья Пантелеевна и её брат Николай Пантелеевич. Он таким же способом перевёз свой дом из Дудниковой.
19 декабря прошлого года отметили 55 лет совместной жизни супруги Быковы. Пётр Васильевич по профессии шофёр. По молодости десять лет крутил баранку, после несколько лет трудился бригадиром по животноводству Яринской фермы и двадцать лет работал в МТМ на центральной усадьбе.
Вырастили Быковы своих сыновей. Все они по примеру отца связали свою судьбу с техникой. Старший и сейчас трудится трактористом в СХПК «Прогресс». Средний сын живёт с семьёй в Байкалово Тобольского района, а младший живёт и трудится в Касьяново кочегаром в школьной котельной, которая пока отапливается углём. У всех детей давно свои семьи, а у Раисы Васильевны и Петра Васильевича четверо внуков и одна правнучка. В общем, жизнь продолжается.
А я хочу пожелать вам, мои дорогие ветераны, самого главного в жизни – здоровья на долгие годы. Пусть вас всегда согревают любовь и забота ваших родных, близких и друзей. Мирного неба над головой и семейного благополучия.
Екатерина КРИВАНКОВА, председатель ветеранской организации Касьяновского сельского поселения.
Фото из семейного альбома