Человек, проживший очередной десяток лет, в свой день рождения говорит: «Я сегодня новый десяток распечатал!» Но мало кто может похвастаться в день рождения, что он перешагнул вековой рубеж. А вот Катралиева Айничанан Мирсаитовна с гордостью может так сказать. Начну по порядку. Едем в село Второвагайское к самой старейшей жительнице нашего района, которой без недели 100 лет. Немного покружив по селу в поисках указанного адреса, подъезжаем к добротному, высокому дому. Окна современные, большие, сам дом свежевыкрашен, в ограде ухоженно, чисто. Широкие дорожки от снега разметены до самого крыльца. На ограде новенькая банька стоит, а какой дизайн интересный, не простой. Ну, думаем, значит не одна бабуля век доживает, есть кому присмотреть, помочь. Звоним в дверной звонок, время 9 часов утра. Ждать долго не пришлось. Безо всякого вопроса открывает дверь старенькая бабуля, но на столетнюю не походит. Проходим в дом, удивляемся: неужели так хорошо сохранилась?
- Здравствуйте! Мы из районной газеты, приехали выведывать у вас секрет долголетия! – пытаемся мы шутить с бабулей. - А есть дома кто помоложе? Дети, внуки, с кем бы мы могли поговорить. Бабуля сказала что-то по-татарски, и из соседней комнаты вышла бабушка еще постарше ее. Вот тут-то мы и поняли - кто наша героиня. Никого, кроме двух стареньких бабушек, в доме не оказалось. Пройдя в комнату с их разрешения, попытались мы поговорить. Хорошо хоть переводчик свой был (наш фотокор).
Как оказалось, это две родные сестры. Всю жизнь живут вместе.
- Вообще, у родителей нас родилось двенадцать, но в те тяжелые времена дети не выживали. И остались в живых только четыре сестры. Теперь уже шесть лет, как одной из них не стало, еще одна сестра живет в д. Устамак Тобольского района, а мы вот так и живем всю жизнь вместе, - стала рассказывать нам наша столетняя героиня. - Рано я вышла замуж, в пятнадцать лет, и мужу моему годков было немногим больше. Жили нерасписанные. Когда началась Финская война, он ушел воевать. Больше я его не видела. А похоронка пришла уже в 1942, что погиб под Сталинградом. Но раз мы не были с ним расписаны, никаких льгот мне не положено. В молодости работала бакенщиком на реке, указывала путь судам специальным сигналом, потом в колхозе - подсобной работе.
- Может, какие грамоты, награды имеете? - спрашиваю я.
- Какие грамоты, награды? В колхозе работали за трудодни да за кусок хлеба. Потом где только ни работала: в местной школе уборщицей, в магазине долгое время полы мыла, на пенсию ушла из сельпо, где так же работала уборщицей. Являюсь участником трудового фронта.
Замуж больше так и не вышла, детей не родила. Но взяли с сестрой на воспитание дочь одной из своих родных сестер. Так как в той семье положение было нелегкое (шесть детей), вырастили ее, а позднее помогли поставить на ноги детей еще одной дальней родственницы.
И вообще, этот деревенский дом и двор не пустуют. Все лето гостят городские родственники, отдыхают на свежем воздухе и бабушкам помогают. Их племянница, Расима Хасановна, дочь третьей сестры, которая и выросла на попечении этих добрых тетушек поведала:
- Да, да, все так и есть. Мы сами удивляемся и здоровью, и оптимизму, и жизнерадостности нашей дорогой Айничанан-опай. Ей 12 января 2012 года исполнилось 100 лет, а ее сестре, с которой они вместе живут, - 86. А старшая ухаживает и за собой, и за младшей, готовят себе сами, руководит в домашних делах старшая, не имея ни одного класса образования, семейной «казной» заведует сама. Очень хорошая память у бабушки, хорошее зрение, даже нитку в иголку в свои сто без очков вдевает, вот только со слухом есть небольшие проблемы.
Очень благодарны наши героини и их племянница сельской администрации, которая не оставляет без внимания наших стареньких бабушек. Вот и банька на ограде выросла не без участия администрации, по ходатайству которой управление социальной защиты выделило деньги, а уж родственники поставили ее, такую красивую. К бабушкам ходит и социальный работник, который их во всем устраивает. «Курмандаева Майта - очень обходительная женщина, всегда вовремя и дров принесет, и печи натопит, и воды наносит, а когда надо - и постирает», - говорят бабушки.
Деревенские жители только добрыми словами характеризуют нашу героиню. И доброжелательная, и приветливая, не скупа на помощь ближним. А мы желаем Айничанан Мирсаитовне жить еще долго радовать своих близких.
Елена Шуталева
Фото Зиннура Чанбаева