Историческими местами, овеянными легендами и преданиями, наша вагайская земля славится издавна. Назову наиболее известные - Царский бугор, крепость князя Бегиша, Девичье городище, Ермакова перекопь, Атбашский острог, Ермаковский холм.
О последнем расскажу более подробно. Первые люди (по утверждению московского археолога В.А. Мельникова, который проводил в 1987 году здесь раскопки) на этом холме жили еще около семи тысяч лет назад. Они не умели применять керамику и пользовались предметами, изготовленными из камня, который привозили с Урала, а, возможно, и с Алтая. В конце эпохи бронзы (около VIII века до нашей эры) из-за сложной экологической обстановки, связанной с похолоданием и заболачиванием пастбищ, сюда пришли северные народности, и в VII и VI веках до нашей эры на холме существовало их культовое место.
Впоследствии, в IV и III веках до нашей эры, на холме возникло поселение саргатской культуры, защищенное от враждебных племен крепостью с двойным рядом глубоких рвов и широких валов, остатки которых различимы до сих пор. Население занималось охотой, рыболовством, скотоводством. Высоким был уровень развития ремесел и домашних промыслов. Саргатские племена контролировали международную караванную торговлю по северным ответвлениям от Великого шелкового пути.
Крепость на холме могла быть и форпостом освоения территории и взимания дани, и убежищем, резиденцией вождя, но она не смогла устоять перед воинственными завоевателями, нагрянувшими сюда с предгорий Урала – представителями кулайской культуры. Вскоре основная их масса переместилась южнее, в более выгодные для проживания местности. На холме находилась небольшая группа людей, крепость потеряла свое значение и постепенно пришла в упадок.
Через тысячу лет на холме проживало небольшое количество русичей, скорее всего новгородцев, пришедших сюда по северному торговому пути, по Оби и Иртышу и основавших торговую факторию среди местного угорского, возможно и татарского населения…
Доподлинно известно, что в ХIV – ХVI веках здесь было поселение сибирских татар, оставивших нам красивую легенду, записанную историком Г.Ф. Милляром в первой половине ХVIII века. Он писал: «В этой местности на полуденной стороне, от Ермаковой перекопи не в дальнем расстоянии, есть на ровном низком лугу большой бугор, который, без сомнения, не является естественным, а насыпан руками людей. Он весьма крут и в вышину простирается на 10 саженей, а наверху есть ровная площадка, имеющая в поперечнике около 30 саженей».
…А у татарского населения бытует предание, что бугор этот насыпан девушками, которые наносили сюда землю в своих подолах. Они и называют его поэтому Касым-Тура, то есть Девичий город или городок, из чего следует, что , по их мнению, в древности на этом бугре было чье-то жилище.
1585 год. Всего в полукилометре от холма, на острове реки Иртыш, ненастной августовской ночью погиб в бою с частью своей дружины легендарный атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич. Так что вполне закономерно появление на холме памятного тура метровой высоты из галечника и цемента с погрудным изображением воина-казака ХVI века и надписью «Атаману Ермаку – открывателю Сибири. Экспедиция журнала «Турист». 1585 – 1985 годы. г. Киев». Установлен он в связи с четырехсотлетием последней битвы атамана Ермака с ханом Кучумом на южной стороне холма членами научно-спортивной экспедиции «Путями землепроходцев», под руководством В.Я. Сальникова.
Через 11 лет на холме высадился десант экспедиции «Аргонавты Сибири», спустившийся на шлюпках по реке Иртыш от Омска. В составе экспедиции были учащиеся Сибирского кадетского корпуса, курсанты Омского речного училища и сотрудники экспериментального педагогического комплекса «МГ и В» из Новосибирска. Именно они совместными усилиями воздвигли на холме девятиметровый Поклонный крест из сибирской лиственницы, освященный в Никольском соборе г. Омска архиепископом Омским и Тарским Феодосием.
И совсем недавно, в 2007 году, казаки Вагайской станицы совместно с предприятием «Краснодаравтодорсервис» установили на холме еще один памятный тур из щебня и черного камня агата, символизирующий могилу первого сибирского атамана Ермака Тимофеевича. У возрождающегося сибирского казачества стало доброй традицией проводить на холме 5 августа, в день Памяти Ермака Тимофеевича, панихиду и большой круг Сибирского казачьего войска.
И это мероприятие уже вышло не только из районных, но даже из областных границ, так как приезжают сюда казаки отовсюду: из северных округов и соседних областей. Справедливости ради нужно отметить, что к месту гибели Ермака и его сотоварищей дорога проторена и натоптана не одними казаками. Едут сюда и местные жители, и студенты, и школьники, и монахи, и иностранцы, и туристы, и корреспонденты различных газет и журналов, телевидения. И все без исключения остаются недовольны дорогой, а вернее ее полным отсутствием в дождливую погоду, от Старого Погоста до Ермаковского холма. А в сухую погоду грунтовая дорога накатана так, что блестит на солнышке, как асфальтовая. Одни люди приезжают, чтобы почтить память Ермака Тимофеевича, помолиться у Поклонного креста. Другие, чтобы увидеть рвы и валы древней крепости, почувствовать течение времени, насладиться пейзажем скромной сибирской природы, раскинувшейся у подножия холма во всю ширь. А третьи, осмотрев Ермаковский холм и его достопримечательности, устремляются на рыбалку к недалекой речке Луговской или же на берег седого Иртыша-батюшки.
В заключение приведу строки из статьи Олега Матвейчева «Зеленая революция» как выход из кризиса» («Тюменская область сегодня» № 54 за 31 марта т.г.):
… «потенциальный заработок России на экологическом и экстремальном туризме в несколько раз больше, чем сегодняшний российский бюджет. Когда нефть и газ закончатся, наша природа и красота останутся и будут приносить доход. Уже сейчас пора инвестировать в туристическую и транспортную инфраструктуру, в коммуникации. Таким образом, Россия может быть не только энергетической, но и туристической сверхдержавой».
А Вагайский район – частичка России!
Владимир КРАПИВИН, краевед
с. Вагай
ОТ РЕДАКЦИИ: Данная публикация краеведа Владимира Крапивина наверняка вызовет неоднозначное мнение у читателей районной газеты. Но куда важнее то, что она для кого-то станет стимулом к изучению дальней и ближней истории родного края, своего села, рода. А это – самое главное.