Как сообщала наша газета, департаментом образования и науки областной администрации в рамках Года учителя реализуется проект «Педагогические династии». Цель очевидна: через средства массовой информации способствовать повышению пошатнувшегося статуса учительской профессии.
В сообществе педагогов, причастных к развитию образования на нашей территории, достойное место занимает основательная династия, славные представители которой в настоящее время трудятся в Первомайской средней школе, – Мунир Зиннурович и Насима Башировна Тимкановы.
Об этом разветвлённом роде просвещенцев наше повествование.
Родоначальники династии
Представляемая сегодня на страницах нашей газеты учительская династия включает в себя 4 поколения педагогов.
По самым скромным подсчётам, общий педагогический её стаж составляет более 200 лет. Патриархом этой династии просвещенцев является дедушка Рамазан. К сожалению, подробной информацией о нём последующие поколения не владеют, известно лишь, что работал он на территории бывшего Байкаловского района, учил детей основам мусульманского вероисповедания.
В 2007 году «Тюменская правда» (от 21.06.№107) в рубрике «Об учителе, человеке, воине» опубликовала статью об одном из самых ярких представителей старшего поколения династии – Абайдулле Хусаиновиче Ильясове. Автор публикации М.З. Тимканов, его племянник, ученик.
«А.Х. Ильясов родился в Чебурге ныне Тобольского района, в семье, где на первом месте были уважительное отношение к людям, почитание старших, ценились тактичность, порядочность, готовность помочь всем, кто в этом нуждается», - пишет автор.
Абайдуллу-абыя я знал достаточно хорошо (он умер около 20 лет тому назад). Все от мала до велика почтительно называли его «абый», тем самым проявляя уважение и любовь к скромному человеку, щедрому, талантливому, доброму.
Участник войны, Абайдулла Хусаинович в составе 364 стрелковой дивизии, позднее получившей название «Сибирской стальной», защищал Дорогу жизни, участвовал в деблокировке северной столицы. Ратные заслуги храброго, дисциплинированного сельского учителя достойно отмечены командованием: ордена Отечественной войны 1 и 2 степени, медали «За оборону Ленинграда», «За отвагу» и другие. Были и ранения разной степени тяжести, и контузия. Войну закончил командиром взвода.
Вообще, рассказ о военных путях-дорогах моего героя – тема отдельного повествования, поэтому этой краткой информацией о том периоде его жизни ограничусь.
И вновь учительская работа. «Обаяние личности, душевная щедрость, искренняя сердечность и открытость, неприятие лести и славословия, тонкий юмор и удивительная благородная простота – всё это сделало простого сельского педагога незабываемым для тех, кто имел счастье учиться у него, общаться и работать рядом с ним, - вспоминают его ученики и коллеги. – Мы никогда не говорим о нём в прошедшем времени. Он всегда присутствует на наших уроках, в школе, в семье, в душе каждого, кто способен понимать величие простоты, человечности, героизма уходящего поколения».
Учителем работала и его жена Мастура Чалалетдиновна, посвятив обучению и воспитанию младших школьников более 30 лет. Одиннадцатого февраля ей исполнилось 85 лет. Несмотря на солидный возраст, она всё так же энергична. Более того, в этом возрасте пишет стихи. В настоящее время живёт у дочери в областном центре.
Обучению и воспитанию школьников посвятили свою жизнь и родители Мунира Зиннуровича.
Отец, Зиннур Джамалович Тимканов, родился в семье крестьянина, имевшего крепкое хозяйство. В 1930 году его как кулака арестовали, и через месяц в Тобольской тюрьме он был расстрелян. Семью раскулачили, оставив без средств к существованию, без дома.
Несмотря на удары судьбы, его жена, понимая значение образования (сама умела читать и писать арабской вязью, владела мусульманским вероучением), сделала всё возможное для обучения своих детей. Оба её сына, Зиннур и Махмут, успешно закончили Тобольское татарское педучилище, дававшее тогда духовную пищу и путёвку в жизнь многим выпускникам татарских школ нашей местности. Вся их дальнейшая жизнь была посвящена делу обучения и воспитания школьников.
Зиннур Джамалович стал учителем начальных классов в родной деревне – Больших Конданах Байкаловского (ныне Вагайского) района. Известная поговорка «И жнец, и швец, и на дуде игрец» могла бы послужить эпиграфом к роли учителя довоенной и послевоенной поры.
Какие только обязанности ни возлагались на школьных работников тех времён! Они были пропагандистами и агитаторами, вели ликбезы и лектории. Они должны были соответствовать своему высокому предназначению – нести свет культуры и знаний в массы.
Вспашка, прополка, уборка урожая, заготовка кормов для колхозной живности – вся эта работа выполнялась с помощью деревенской школы.
Очевидно поэтому авторитет учителя тогда был непререкаем.
Потом война, Первый Украинский фронт, служба связистом 359 гвардейского зенитного артиллерийского полка 10 гвардейского добровольческого танкового корпуса 4 танковой армии.
(Странно, но в книге «Солдаты Победы», посвящённой тем, кто вернулся с фронта на тюменскую землю (2005 год, т. 10), Тимканов Зиннур Джамалович значится в списке людей, данных о которых нет. Это очевидная недоработка тех, кто представлял информацию об участниках войны редакционной коллегии книги. Таковых по нашему району в этом списке 486 человек, в то время как по некоторым районам такой неопределённости нет вообще, а в аналогичных списках других территорий числится всего лишь по нескольку человек).
Зиннур Джамалович прошёл почти всю Европу. Тяжёлая контузия недалеко от немецкого г. Торгау прервала ратный путь гвардии ефрейтора Тимканова. Его нашли полузасыпанного землёй и без сознания. В руках он держал концы оборванного взрывом провода телефонной связи.
За заслуги перед Родиной фронтовик награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени, двумя медалями «За отвагу» и другими знаками воинской доблести и славы.
После войны вновь учительская работа: 20 лет заведовал Больше-Конданской начальной школой, а после, до выхода на пенсию, учительствовал в Юрминской семилетке. В 1956 году окончил Тобольский учительский институт, позднее – исторический факультет Тюменского педагогического института.
Посвятила свою жизнь школе и его жена Хакима Хусаиновна Ильясова (Тимканова), родная сестра чуть ранее представленного А.Х. Ильясова. После окончания Тобольского татарского педагогического училища в 1942 году по направлению районо поначалу она работала в Чебургинской семилетней школе, позднее – в начальных классах сначала в Малых, а затем в Больших Конданах.
Жизненный путь талантливой учительницы оказался очень коротким, она ушла из жизни в 35 лет. Но в сердце и памяти тех, кто учился у неё, кто работал и общался с ней, она оставила заметный след. По их свидетельству, её отмечали душевная теплота, ответственность, высокий профессионализм и любовь к детям.
Старшее поколение этой развлетвлённой династии представлено ещё уже упомянутым Махмутом Джамаловичем Тимкановым. Фронтовик, имел многочисленные боевые награды. Эрудированный сельский интеллигент, он был очень уважаемым человеком и безусловным авторитетом для земляков. Со слов людей, знавших его, имел хорошую по тому времени библиотеку, увлекался фотографией, охотой, рыбалкой.
Вместе с женой Халилой Аппасовной всю жизнь посвятили просвещению, работая учителями в Тахтагульской начальной школе бывшего Байкаловского района, выпускники которой дальнейшее образование получали в Чебургинской основной.
Надо сказать, что в этих населённых пунктах, расположенных в озёрном крае, куда на автотранспорте можно попасть только зимой, всегда трепетно относились к образованию. Видимо поэтому среди её выпускников много известных и очень известных людей, творческих работников, учёных, руководителей разных уровней, в том числе и областного масштаба. Поэтому отношение к учителю, кроме как уважительным, быть иным и не могло.
Ишмухамет ГАЙСИН
(Окончание следует.)