Медиакарта
16:50 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Итоги Шишкинского эксперимента

Наша Шишкинская средняя школа малокомплектная. Демографическая проблема для нас стоит столь же остро, как и в других территориях. Учащихся в школе становится все меньше. В нынешнем году за парты сели всего 75 детей. В известной степени школа может повлиять на улучшение неблагоприятной демографической ситуации.

Может быть, Шишкинская школа в этом плане находится в более выгодных условиях, потому что на нашей территории находится сельхозкооператив, единственный в районе, обеспечивающий местное трудоспособное население работой. Если школа сможет оказать влияние на выбор выпускником профессии, необходимой в сельской местности и, в частности, в нашем кооперативе, тем самым ее миссия будет отчасти выполнена.

В 2006 году педагогический коллектив совместно с руководством СХПК «Желнинский» разработали долгосрочную, до 2010 года, программу «Профессиональное самоопределение учащихся на основе профильного обучения в сельской малокомплектной школе».

Нынешний год в ее реализации последний, настала пора подвести некоторые итоги этой масштабной работы.

А начиналась она так. Прежде всего надо было создать нормативную базу, сформировать учебный план для учащихся 10-11 классов согласно избранному проекту. Для девушек ввели «Основы животноводства», для юношей – «Основы полеводства» (по 3 часа в каждой группе) и по одному часу на курсы «Овощеводство» (10-11 классы) и «Основы агрохимии» (11 кл). Определили преподавателей по этим дисциплинам: Т.В. Попова, учитель биологии – «Основы животноводства», «Овощеводство», А.С. Петренко, учитель технологии, - Основы полеводства» и Н.М. Петренко, учитель химии, директор школы, - «Основы агрохимии». Преподавателями этих курсов были разработаны авторские программы.

С руководством кооператива договорились, что практическая часть программы по основам полеводства будет выполняться в период сельхозработ, а по основам животноводства - на животноводческом комплексе, оформив это официальным соглашением.

С Тобольской социально-педагогической академией заключили договор о научном сопровождении эксперимента. Руководство этой работой администрация возложила на доцента кафедры зоологии, экологии и природопользования кандидата педагогических наук А.В. Аминову.

Таким образом, мы обрели статус муниципальной экспериментальной площадки, что и было зафиксировано приказом управления образования.

Промежуточные итоги эксперимента подводились на научно-практических конференциях «Шаг в будущее».

2006 – 2007 учебный год – тема научно-исследовательской работы «Анализ урожайности зерновых культур СХПК «Желнинский» за период с 2000 по 2005 год» (авторы учащиеся 11 класса А. Карелин, С. Малюгина, А. Южаков).

2008 – 2009 учебный год – тема «Сортоиспытание моркови в условиях Вагайского района» (М. Иванушкин, 11 класс). А так же «Влияние сроков вегетации на урожайность и качество картофеля» (М. Бакланова, 11 класс). Эта работа была удостоена чести быть представленной на областную конференцию. 2009 – 2010 учебный год – тема «Продуктивность молока различных пород КРС в условиях СХПК «Желнинский» (В. Дейвальд, 11 класс), «Развитие побегов из почек» (А. Петренко, 4 класс).

Целенаправленная четырехгодичная работа по реализации программы позволила школе достичь неплохих показателей. Назову некоторые из них.

Наши выпускники успешно сдают квалификационные испытания для получения водительских удостоверений категории «В», поступают в учебные заведения, где профилирующими дисциплинами являются химия, биология, успешно участвуют в предметных районных олимпиадах, занимая призовые места.

В 2007 году разработанная школой вариативная программа летнего оздоровительного отдыха и занятости детей и подростков «Отдых и труд рядом идут» для профильного отряда на три смены летнего лагеря» была отмечена грантом в 5000 рублей и четвертым местом в конкурсе аналогичных программ.

Участвуя в 2008 году в конкурсе «Лучшие школы России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», наша школа получила грант в 1 млн рублей.

Результативная экспериментальная работа привлекла к нашей школе внимание других образовательных учреждений района. За период проведения эксперимента на базе нашей школы проведен ряд важных районных мероприятий:

  • совместное заседание экспертного совета и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе средних школ на тему «Профильное обучение в Шишкинской средней школе: опыт, проблемы, перспективы.»;

  • районный семинар учителей технологии;

  • заседание районного методического кабинета;

  • аппаратное совещание руководителей школ по проблеме проведения экспериментальной работы.

Все перечисленные мероприятия сопровождались показом открытых уроков по профильным дисциплинам.

Частью общей программы экспериментальной работы является программа дополнительного образования «Научно-исследовательская деятельность учащихся», которая предусматривает работу в том числе по тем же главным направлениям: биолого-химическому, экологическому, кроме того, и географическому.

В 2010 году завершается четырехлетняя работа по реализации этого проекта. В связи с этим в школе планируется проведение большого мероприятия с участием всех заинтересованных сторон, в том числе специалистов кооператива, родителей, учащихся. Будут приглашены и те школьники, которые вместе со взрослыми начинали этот эксперимент.

Конечно, наряду с положительным есть и определенные недостатки. Но важно то, что мы научились работать в инновационном режиме и поставленной цели в основном достигли. А победа в конкурсе «Лучшие школы России» укрепила не только авторитет нашего учреждения, но и его материальную базу.

Татьяна ПОПОВА, учитель биологии