Интерес к истории своего края побудил нас, группу учителей-ветеранов, побывать в селе Черном, с которого, как известно, начиналась та территория, что ныне носит название Вагайский район.
Все организационные заботы по поездке взяла на себя председатель нашей «первички» Г.М. Калибабова. Автобус выделила администрация Вагайской средней школы.
Принимали нас в Черном и проводили эту экскурсию А.Н. Копотилов, заведующий сестринским отделением, депутат сельской думы, и его супруга Мария Ивановна. Первый – как представитель общественности села, вторая – как представитель приходской общины, что действует при храме Святой Троицы.
Стоял тёплый денек конца октября. Мы прошли поначалу к мемориалу участникам Великой Отечественной войны, что построен в виде часовенки, от которой идут в два ряда мраморные плиты с именами солдат, не вернувшихся с фронта. Возложили цветы и почтили память минутой молчания.
Потом наш гид поднялся на колокольню и продемонстрировал, как звонят новые, недавно поднятые наверх колокола, которых здесь пять. Кто из газет, а кто, как я, из рассказов родных и близких знаем, что эта церковь появилась на месте старой, которая простояла сто с лишним лет. К слову сказать, была она срублена без единого гвоздя. И стены ее к моменту сноса ещё были довольно крепки, только крыша худая. Жаль, что не нашлось тогда возможности сохранить то строение как памятник деревянного зодчества.
Из старинных построек полуторавековой давности сохранились в селе лишь каменный магазин да некоторые деревянные дома, не раз перекатанные. Но когда стоишь над рекой, видишь эти просторы, ощущение такое, что всё прошлое – старина – это где-то рядом, живое. Такое чувство возникает, когда слушаешь рассказы Анатолия Никитича, через чьи руки прошло немало архивных документов по истории села и истории Сибири.
Атбажской слободе дал начало острог, строительством которого руководил боярский сын Боровский. А одними из первых поселенцев были казаки Воронов, Ульянов и Борисов, от которых пошли крепкие династии, известные до сих пор.
С Вороновых начинается и моя родословная по отцу. С понятным волнением листали мы страницы старой потрепанной Метрической книги 1895-99 годов, которую вел священник Черноковской церкви по фамилии Ременников. Записи о венчании брачных пар, рождении младенцев, отметки о том, кто умер. Я нашла запись о венчании своего деда по отцовской линии Прокопия Воронова и бабушки Мавры Степановны. А ещё деда по материнской Фадея Торопова и Ефросиньи Даниловны. При венчании и крещении младенцев свидетели и воспреемники – крестный отец и крестная мать - записывались в том чине, который они несли, и в той должности, которую исполняли. Например: старший военный писарь Георгий Васильев Черноусов; титулярный советник, начальник почтового отделения Михаил Дмитриев Рыков, повивальная бабка 3 участка Тобольского округа Евгения Герасимова Никитина, сельский врач Пётр Павлов Успенский…
А волостным головой в конце ХIХ и начале ХХ века был мой прадед Алексей Павлович Воронов. Жил он со своей семьей в двухэтажном доме в самом центре села. В семье было 8 детей. Первенца, Прокопия, при женитьбе отделили в избу-малуху, к которой затем прирубили горницу, а после этот пятистенный дом расширили до крестового. В правой его половине жила наша семья, в левой - семья дяди Павла, папиного брата.
Папа окончил четыре класса церковно-приходской школы и реальное училище. Считался по тем временам вполне грамотным человеком. И мог бы стать кадровым военным, как ему предлагали на действительной службе, куда он был призван в августе 1929 года, через четыре месяца после женитьбы. Но вся родня и, конечно, молодая супруга, сумели его отговорить.
Дом же дедовский во время коллективизации у них отобрали. Но по отцовской жалобе в Москву через год вернули назад. А вот растащенное имущество всё ушло без следа.
В 1934 году папу послали учиться в Тобольскую советско-партийную школу, после которой он был направлен председателем сельсовета в с. Сычёво.
Затем последовало новое назначение – мастером на Черноковский маслозавод, потом на этом же заводе перевели инспектором.
Потом – война. Папу забрали в числе первых и бросили сразу в пекло – на Карельский фронт. Под Ленинград. В одном из боев в июле 1944-го он был тяжело ранен в руку и ногу и неминуемо бы погиб, если б не помощь однополчанина-земляка Никиты Михайловича Копотилова…
Всё это невольно прокручивает моя память, растревоженная этим колокольным звоном и всем увиденным. Вот, дожили мы наконец до счастливого времени – возрождения храмов. Засияла золотыми куполами Черноковская церковь, обрела свою стать и голос. Вновь звучат здесь молитвы. Помолились перед святыми образами и мы. Многие из икон здесь старинные: Святой Троицы, Божией Матери Абалацкой, Николая Чудотворца, Архангела Гавриила, Петра и Павла. Как поведал Анатолий Никитич, большинство из икон было выловлено в воде. Когда церковь крушили и бросали иконы в реку, находились смелые люди, что спасали эти святыни, уносили и прятали в потаенных местах. А теперь спасенные образа возвращаются в храм, через руки детей и внуков. Многие иконы со следами дроби и пуль – в них стреляли из ружей. Поднимались руки безбожников на такое кощунство.
Не стоит село без праведника, а храм без молитвы. И народ это понял. Посмотрите, как люди нынче тянутся к вере.
Всем миром поднимали и Черноковскую церковь. Без единой копейки из бюджета. Способом своеобразных субботников, в которых принимали участие все трудовые коллективы – лесхоза, больницы, сельпо, детского сада, школы, почты и ещё существующего тогда СПК «Нива». И сейчас приходская община жива неустанным своим трудом. Староста общины Вячеслав Юрьевич Угрюмов – выпускник Тобольской семинарии, казначей - Мария Ивановна Копотилова.
Службы ведет, приезжая сюда регулярно, священник Вагайской церкви Иоанна Богослова о. Андрей Мишечкин. С ним приезжают и церковные певчие.
Не оставляет без внимания земляков и о. Николай Егоров, настоятель Тюменского Михайло-Архангельского храма,
Именно он был главным инициатором строительства Черноковской церкви и главным добытчиком стройматериалов, а также – рабочей силы.
О семье же Копотиловых хочется сказать отдельно. Какие это замечательные люди, интересные, увлеченные, настоящие патриоты своего села, подвижники. Побывали мы по приглашению хозяев у них дома. Отобедали за щедро накрытым столом. Напоили нас чаем из старинного самовара, нагреваемого углями. Угостили «солнечным» мёдом, что получен с собственной пасеки. Восхитило всех то, как устроен их дом: много зелени и цветов. Все уютно и очень мило. Особенно уголок с большим, во всю стену, аквариумом, где так приятно отдохнуть после напряженного дня.
Здесь, у Копотиловых, посмотрели мы некоторые архивные документы. В том числе церковную книгу с метрическими и другими записями. И, кроме меня, ещё двое из нашей экскурсионной группы в той книге обнаружили ценнейшие для себе записи о своих предках. Вот так откликается людям давнее прошлое, если они хотят и стремятся знать о нём. А мы с Анатолием Никитичем вспомнили и про тот фронтовой случай – со счастливым концом – когда его отец Никита Михайлович, фронтовой санинструктор, вынес нашего папу с поля боя, несмотря на огонь противника. После нескольких операций и многомесячного лечения в госпиталях наш родитель вернулся к жизни. И к работе, а трудился он после войны – по приказу партии – на пристани Карелино, в рыбкоопе, председателем Вагайского райпотребсоюза, председателем Черноковского сельсовета.
Потом во главе территории стоял ещё один из династии Вороновых – Николай Павлович. А ныне - его дочь Наталья Николаевна Фёдорова (Воронова). Она и провела с нами экскурсию в школьный музей, который ей довелось оформлять во время недавней работы библиотекарем. Рассказала, как создавался музей, сколько разных людей стояло у его истоков. Надолго задержались мы у отдела, где собраны материалы о фронтовиках, тружениках тыла и детях блокадного Ленинграда, которых пригрело Чёрное.
Это тоже одна из бессмертных страниц черноковской истории.
Затронула Наталья Николаевна тему народной культуры, традиций, обрядов, праздников. Пригласила нас всех на Троицу, на престольный праздник села, что всегда проходит с размахом. И мы дружно дали согласие.
На обратной дороге делились мы своими впечатлениями об этой экскурсии. И пришла мне такая мысль. Вот есть города-побратимы, которые ощущают между собой духовную связь. А я бы назвала побратимами два старейших села – Чёрное и Вагай.
Нина ЖУРАВЛЕВА, ветеран педагогического труда