Медиакарта
20:30 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Селу Вагай – своё выразительное лицо

Селу Вагай – своё выразительное лицо
20:56 | 05 февраля 2012

Приближается значимая дата в истории нашего села – 400-летие со времени его основания. Событие для вагайцев весьма знаковое – повод, чтобы обменяться мнениями, каким стало село за 4 века, как изменились люди, что их волнует сегодня…

Да, жители села сделали немало в разных сферах жизнедеятельности: созданы материальные предпосылки для улучшения работы в образовании, здравоохранении, построены или строятся учреждения культуры, спорта, решены проблемы обеспечения населения товарами, вагайцы ходят и ездят по асфальтированным дорогам и улицам. За последние годы районный центр внешне существенно преобразился. Но меня интересует другое: как на этом положительном фоне Вагаю сохранить свою индивидуальность, своё лицо. Как развить эти особенности в сфере природной среды, планировки и застройки села, духовной жизни и т.д. Чтобы жители испытывали удовлетворение и гордость, что они – вагайцы.

Я как житель села беру на семя смелость начать этот разговор, назвать некоторые особенности в его портрете.

Одной из особенностей села является его своеобразная история, изложенная мною и опубликованная в Большой Тюменской энциклопедии (том I, стр. 214-215), а также в книге «Четыре века села Вагай», которая, надеюсь, хоть в виже брошюры, но будет издана.

Сразу оговорюсь, что в книге речь идет о четырехвековой истории села, а не о его сегодняшнем дне. Так что материалы на тему «Вагай встречает юбилей» ждут своих авторов. Время ещё есть.

Заложено село как монастырский двор на землях первого в Сибири Тобольского Софийского, а вскоре Знаменского, монастыря в 1614 году. Главным его назначением было обеспечение обитавших при монастыре ермаковых казаков да стрельцов, а также других беспризорных пришельцев из России продуктами питания и другими необходимыми бытовыми изделиями. В первую очередь требовался хлеб. Монастырские крестьяне деревень Погоста, Изюка и Березовки платили монастырю «четвертый сноп», а также выполняли другие многочисленные «барщинные» повинности. Земли по Куларовско-Погостовскому увалу в то время считались плодородными (южнее обитали скотоводческие племена). Монастырский двор на собственной пашне применял даже трехполье. Так что вагайцы первыми в уезде стали производить собственный сибирский хлеб, а не ввозить его из-за Урала.

Первым делом Софийского монастыря и его двора на р. Вагай было строительство церкви во имя Иоанна Богослова. Она должна была поддерживать душевное равновесие прибывающих на новое место россиян. Почти два столетия наше село называлось по имени церкви – Богословским. Каменное здание церкви построено в 1779 году, с тремя престолами - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова;

-во имя пророка божьего Илии;

-во имя святого Феодора Стратиллата.

Таких старинных каменных церквей нет в других сельских райцентрах. В тридцатые годы прошлого века воинствующие атеисты пытались разобрать здание церкви, но не смогли из-за его прочности. Оно восстановлено и стало действующим в 1999 году. Мои материалы по истории церкви, изложенные в светской манере, опубликованы в «Сельском труженике» в номерах 75,77 и 79 за 2009 год.

В первые десятилетия заселения Сибири россиянами селения по Куларовско-Вагайскому увалу заслоняли южные границы Тобольского уезда от набегов степных кочевников. Вагайский острог, вскоре перенесенный в местечно Атбаш, охраняли прибывающие из Тобольска казаки и стрельцы. По мере образования новых селений вверх по реке Вагай Атбашский острог перенесен в устье Чёрной речки. Острог одновременно являлся и заставой, взимающей пошлины с торговых караванов, направляющихся в разрастаюшийся Тобольск.

Расположенному на слиянии двух крупных водных артерий в условиях сухопутного бездорожья Вагаю предопределено было стать центром огромного по площади и количеству населения района. Тогда, в 1931 году, в 251 селении проживало 50 тысяч жителей. По первой Всероссийской переписи населения 1897 года в Вагае проживало 155 мужчин и 162 женщины. Немногим больше жителей было и в первые годы становления его райцентром. А юбилей его будут отмечать немногим менее 5 тысяч вагайцев.

У Вагая особенное природно-географическое положение. Стоит выйти на высокий берег реки, и перед взором открывается прекрасная панорама. Реку пересекает новый современный мост. И тут же вспоминается, как ещё в шестидесятые годы прошлого века деловые мужчины, добиравшиеся в Вагай по делам службы из Дубровинской и Тукузской территорий, не дождавшись, когда их заберет севший на мель паром, снимали с себя одежду и бродом переходили на другой берег. С моста по асфальтированной дороге машины мчатся на Дубровное. А от Изюка влево дорога ведет к Иртышу, до деревни Карелиной, бывшей когда-то пристанью, и Прорвы. Справа от поселка Мирный виднеются постройки бывшего хлебоприёмного предприятия, куда ещё не так давно причаливали баржи для загрузки вагайским хлебом. Правее, за Иртышом, на Бегишевской горе, белеют здания школы и церкви. Справа от Изюка, за лугом, поблескивает озеро. Ещё О.С. Колусенко, будучи председателем комитета по охране природы, основательно подумывал о строительстве сооружения для подъёма воды в озере. В последние годы озеро мелеет ещё быстрее. Даже в самой широкой его части, где обычно собирается к отлету на зимовку пополнившаяся за лето стая «вагайских лебедей», на середине озера выросли кочки. За озером плотной стеной зеленеет сосновый бор. И такая же благодатная картина Вагая с его церковью и вышками, связывающими село с миром, открывается путнику со стороны дубровинско-тукузского направления. И кажется, что Вагай – богом данное место, где живут добропорядочные миряне.

Не каждый райцентр располагает такой природной красотой. И наше село, с его людьми и постройками, в сочетании с такой природой – это и есть понятие «малой родины», которое закладывается с детства. Поэтому на горе на свободном месте, на мой взгляд, было бы уместно построить и оборудовать смотровую площадку, которая могла бы быть конечным пунктом школьных экскурсий с учащимися по райцентру. А у детей будет основание испытать удовлетворение, что от родителей в наследство им досталось такое славное селение, которое, в свою очередь, и им надо его благоустраивать для себя и для будущих поколений.

Иные эмоции вызывает картина ближнего плана – территория под горой, доставшаяся Вагаю в наследство от предыдущих поколений. И по этой причине нынешнее поколение обязано передать её в благопристойном виде последующим.

Прежде это была пристань и рабочая площадь. Летом по открытой воде монастырские дворовые люди отправляли на дощаниках в городской монастырь зерно и муку, полученную на Березовской и Погостовской водяных мельницах, сушеную и соленую рыбу, добытую неводами на Изюкском и Вагайском (монастырском) озерах, молочные продукты, дары леса, изделия из дерева и др.

По реке на пристань сплавляли лес, заготовленный для строительства первых церквей (до каменной), жилья, скотных дворов для большого количества крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. Зимой этот лес с большими трудностями завозили на гору, везли большие чаны с водой для собственного потребления, доставляли со своего луга 400 копен сена (1 копна условно равна 1 центнеру). А вагайские женщины подвешивали на коромысла корзины с выстиранной домотканой одеждой и несли их к проруби. Полоскали одежду, выбивая катком из нее все непотребное. И дважды в день весь многочисленный монастырский и крестьянский крупный скот выпускался на реку на водопой.

И недавно в подгорице была жизнь: купались разновозрастные селяне, ставили снасти рыбаки, тучное стадо частных коров вместе с травой съедало на корню всю растительность. Также зимой на виду у всех зрителей проходили лыжные гонки и даже конные скачки.

Теперь же подгорица оказалась забытой и заброшенной, зарастает дикими деревьями. Выход воды из заросшего бурьяном болота, расположенного под горой, преграждает грунтовый завал – продолжение улицы Красногвардейской.

Сооружение мостика на этом месте для того, чтобы обеспечить сток гнилостной воды и проезд легкового автотранспорта, было бы, я думаю, весьма кстати. А летом по мелководью хорошо бы очистить дно реки. Спланировать пешеходную тропу, установить нехитрые скамеечки, и пусть там выздоравливающие и пожилые вагайцы рассуждают о смысле земного бытия.

Нуждаются в элементарной очистке склоны горы, особенно самый старый взвоз – продолжение улицы Октябрьской.

Таковы, на мой взгляд, отдельные пункты, которые желательно было бы включить в программу подготовки райцентра к столь весомому событию в ее истории, как 400-летний юбилей.

Подготовка к юбилею – мне хочется в это верить – нас, всех вагайцев, должна объединить за оставшиеся два с половиной года для достижения очень важной цели – сделать портрет нашего села ещё более выразительным.

Пётр КУТАФИН