Медиакарта
6:02 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

На рыбалке бывает всякое

Многолетнее увлечение любительской рыбалкой запечатлело в моей памяти немало удивительных и забавных случаев. И многие из них связаны с одним из моих постоянных компаньонов, которого все обычно уважительно величают Петровичем.

Однажды летом мы расположились на живописном берегу Иртыша, чтобы половить рыбу на закидушки, одним из любимых нами способов ловли. И вот, наживив насадку на крючки и забросив снасти в воду, стали с нетерпением ждать поклевок.

День выдался замечательный: ярко светило солнце, дул легкий восточный ветерок, образуя на водной поверхности легкую рябь, не допекали мошки и комары, но клева не было. И нам ничего не оставалось делать, кроме как любоваться красотой родной природы и слушать пение птиц.

Петрович попробовал ловить спиннингом и после нескольких забросов блесны ему посчастливилось вытащить трехкилограммовую щуку. Смастерив кукан и посадив на него рыбину, он привязал его к стоящему в воде колышку и продолжил ловлю. Но поклевок больше не было.

Вскоре мимо нас по реке на приличной скорости прошел теплоход «Заря», от которого на берег побежали достаточно большие волны. Когда они успокоились, я решил проверить свои закидушки и при необходимости сменить наживку.

Подойдя к крайней снасти, стал выбирать леску. После того как подтянул несколько метров, вдруг ощутил упругие толчки, которые указывали на то, что на крючке сопротивляется крупная рыба.

Я окликнул Петровича, и тот через считанные секунды уже стоял возле меня, с любопытством ожидая мой улов. Каково же было наше изумление, когда, вытащив закидушку, мы увидели, что за ее нижний крючок зацепилась веревочка кукана со щукой, пойманной на спиннинг Петровичем. В это было трудно поверить, ведь освобожденная волнами щука вместе с куканом проплыла не менее семидесяти метров против течения реки и на расстоянии метров тридцати от берега вновь попалась на крючок, но теперь уже мне.

Со свойственным нам чувством юмора мы единодушно признали, что оба стали героями дня, и я торжественно вручил щуку ее законному владельцу.

Казалось, что в отсутствие клева мы получили достаточно впечатлений от рыбалки. Но самое интересное нас ждало впереди. Немного поостынув от эмоций, мы решили перекусить. Управившись с незатейливой едой, именуемой в народе сухомяткой, и напившись горячего ароматного чая из термоса, вновь уселись на песчаном берегу возле закидушек.

Сытный обед, а также пьянящий свежий воздух и ласковое летнее солнце сделали свое дело. Петрович, расстелив свою куртку, в сладкой истоме улегся на нее немного вздремнуть. А мне поручил следить за его снастями и в случае поклевки разбудить.

Какое-то время я, задумавшись, смотрел на речную гладь. Услышав всхрапывания Петровича, я невольно повернул голову в его сторону и увидел, как по склону в направлении закидушек спускается на водопой стадо коров. Проснувшись от звуков стада, Петрович резво вскочил на ноги и побежал спасать снасти. Но одна из коров все же успела войти в воду и стала жадно ее пить. Увидев бегущего к ней человека, корова шарахнулась от него в сторону, при этом зацепив ногой леску.

Петрович успел схватить спиннинговое удилище и начал быстро сматывать катушку. Пытаясь избавиться от назойливой лески, животное несколько раз мотнуло головой и дополнительно зацепило леску рогами.

По мере того как Петрович, сматывая катушку, приближался к корове, та, в свою очередь, стремилась от него отдалиться. И этот движущийся тандем – с одной стороны Петрович в больших рыбацких сапогах и шляпе с изогнутым в дугу удилищем в руках, а с другой стороны убегающая корова – спровоцировал у меня такой приступ смеха, что на глазах появились слезы.

Наконец гонка благополучно завершилась: рыболов все-таки сумел освободить снасть, а корова не повредила себе глаза крючком. После этого, употребляя свойственные рыбакам выражения, я передал Петровичу то, как выглядело его противоборство с коровой со стороны. И мы еще долго смеялись, сожалея о том, что не взяли с собой видеокамеру. Ведь мог получиться веселый сюжет для телепередачи «Сам себе режиссер».

Немного поостыв, Петрович закурил сигарету и, смачно затянувшись, поведал мне другой курьезный случай, произошедший с ним зимой на рыбалке по перволедью на Тамбурянском озере. С утра, приехав на озеро и просверлив лунки вдоль прибрежного камыша, рыболовы начали «таскать» из воды приличных окуней. Отдельные экземпляры тянули до килограмма.

Просверлив ледобуром очередную лунку и запустив в нее мормышку, Петрович почувствовал резкую поклевку и сразу ощутил очередную приятную тяжесть. Тонкая леска заскрипела от сильных рывков. Испытывая трепетное волнение, Петрович осторожно, не торопясь, сантиметр за сантиметром выбирал леску и уже предвкушал поимку солидного трофея. И вдруг из лунки на лед выскочила испуганная ондатра и, инстинктивно защищаясь, с фырканьем стала бросаться на рыболова. Тот, в свою очередь, не менее испугавшись неожиданного трофея, с шумом соскочил с рыболовного ящика и, не выпуская из рук удилища, отпрянул назад.

Морозная тишина над озером взорвалась дружным хохотом сидящих справа и слева от незадачливого рыбака любителей зимней ловли. Выручил Петровича Николай, который с помощью меховых рукавиц поймал ондатру и извлек из ее лапы крючок мормышки. Чтобы она не погибла на морозе, отпустил ее обратно в лунку.

Рыбалка продолжалась, но в тот день до самого вечера в адрес Петровича то и дело сыпались безобидные шутки и подначки, вызывающие дружный хохот друзей. А ему ничего не оставалось делать, кроме как добродушно их «проглатывать». Вот ведь как бывает в рыбацкой жизни!

Закончив свой рассказ, Петрович пошел в очередной раз проверять снасти. Так за разговорами и воспоминаниями мы не заметили, как наступил вечер. Клева в тот день мы так и не дождались. Собрав снасти, вещи и уложив все в багажник машины, тронулись в сторону дома. И хотя рыбалка в этот раз не порадовала, но домой мы с Петровичем вернулись все-таки в хорошем настроении и с надеждой, что в следующий раз рыбная ловля принесет желанную удачу и новые, как сказал классик русской охотничьей литературы и литературы по спортивной ловле рыбы Л.П. Сабанеев, «непередаваемые ощущения».

Владимир РЫБАК

с. Вагай