В прошлом году Хмелёвская школа попрощалась с учениками среднего звена. На центральной усадьбе остались лишь начальные классы и отделение дошкольного образования. 23 юных хмелёвца с пятого по одиннадцатый класс каждое утро отправляются за знаниями в базовую Малышенскую школу.
На всей Хмелёвской территории проживают чуть больше четырёхсот человек. По большей части – пенсионеры. К примеру, в деревне Свердлова есть лишь одна семья, воспитывающая детей школьного возраста.
– Мы два года назад перевели в Малышенскую школу троих своих детей, – рассказывает мама Галина Александровна Малышкина. – Детей в Хмелёвской школе с каждым годом всё меньше становилось, средний сын Игорь в третьем классе был единственным учеником, ни друзей, ни одноклассников. Поэтому перевела его вместе со старшим братом. А потом и дочь устроила в Малышенский детский сад, мальчики её и проводят утром, и домой заберут, и в автобусе за ней присмотрят. В новой школе детей приняли хорошо, у них появились друзья, учиться нравится. В нашей деревне им скучно, общаться не с кем.
Хмелёвская школа вошла в состав Малышенской как структурное подразделение с сентября прошлого года. Сейчас в двух классах-комплектах учатся 14 детей, десять малышей посещают детский сад. Возглавляет образовательное учреждение Анатолий Васильевич Кнакнин. Ещё год назад он обучал детей физике и математике, а сейчас осваивает принципы руководства, занимается всеми хозяйственными делами.
– У нас осталось всего четыре педагогических работника, – рассказывает А.В. Кнакнин. – Двое учителей приняты на работу в Малышенскую школу. Во время реорганизации часть педагогов ушла на заслуженный отдых, один устроился работать в местную администрацию. Школа работает с 1985 года, ни разу за это время в здании не делали капитальный ремонт. А в прошлом году нас порадовали, в школе провели водопровод, канализацию, на первом этаже построили тёплый туалет. Обновили ростовую мебель, во всех классах появились новые школьные доски.
Основное компьютерное оборудование школы пришлось перевезти вслед за большей частью учеников в базовую Малышенскую школу. В распоряжении начальных классов и отделения дошкольного образования остались ноутбук и интерактивная доска. Как используют информационные технологии учителя Хмелёвской школы, мы увидели на уроке окружающего мира. Дети разгадывали кроссворд, изображённый на интерактивной доске.
– Новая техника очень помогает в работе с первоклашками, дети пока ещё не умеют читать. Усваивают новый материал с помощью видеофильмов, слайдов, презентаций, – рассказывает учитель Наталья Витальевна Эйхман. – Мы сейчас преподаём по новым образовательным стандартам. У детей, кроме учебников, имеются и специальные тетради для самостоятельных работ с готовыми схемами и чертежами. Это очень удобно. После обеда все ребята занимаются в кружках, которые выбрали сами. С коллегой по работе Людмилой Михайловной Сагель мы приготовили презентации занятий по интересам. Дети выбрали спортивный кружок, изучение народных игр, математику и рукоделие.
Наталья Витальевна ведёт своих питомцев по новым образовательным стандартам уже полгода. А перед этим была тщательная подготовка на специальных курсах. Там же предоставилась возможность запастись методическими материалами и даже видеоуроками не только по основным предметам, но и по музыке, труду и физической культуре, рисованию. Ведь эти предметы учителям деревенских школ приходится вести самим.
Отдел образования района организует для них встречи с передовыми педагогами района. В Хмелёвской школе ещё долго будут вспоминать открытые уроки учителя начальных классов школы №1 Г.А. Пономарёвой. Такие встречи многому учат.
Фото Павла Ложкина
На снимке: Н.В. Эйхман со своими учениками на уроке окружающего мира