«Август. Восьмого», Россия, 2012 г. Режиссер Джаник Файзиев. В ролях: Светлана Иванова, Максим Матвеев, Егор Бероев, Артем Фадеев, Владимир Вдовиченков, Гоша Куценко, Александр Олешко и др.
Если кто-то захочет найти в этом фильме объективную оценку вооруженного конфликта в Южной Осетии 2008 года или хотя бы несколько достоверных исторических фактов - не получится.
Собственно, режиссер Файзиев на документализм и не замахивался – сам он этого нисколько не скрывает. В своих интервью признается, что изначально подоплекой грузино-осетинского столкновения особенно не интересовался, из-за войны этой очень расстроился, поэтому даже не следил за ее ходом. А потом получилось так, что Джаник Файзиев повстречался с несколькими людьми, кому довелось побывать в самом центре тех событий. Рассказанные ими истории (надо заметить, очень причудливо переплетенные) и легли в основу картины, которую сам режиссер называет не иначе, как «приключенческий экшен».
Но об этом я узнала позже. Поэтому, наверное, в кинотеатре со мной и приключился казус. В зал зашла, когда свет уже потушили, а на большом экране вовсю грохотали какие-то роботы, выплевывая огонь и стреляя друг в друга из лазерных ружей. Ну, я и повернула обратно, подумав, что перепутала сеансы.
– Нет-нет, это тот фильм! – успокоила билетерша, возвращая (кажется, со дня премьеры ей уже не раз приходилось это делать) в зал. – Просто начало такое необычное…
Рассмотри я внимательно афишу - культурного шока можно было бы избежать. На фоне кавказских гор, танков и полуразрушенных домов вместе с главными героями изображен как раз один из тех роботов. Причем здесь Южная Осетия, Грузия и их конфликт? Да ни при чем! – уверены скептически настроенные кинокритики. Режиссер хотел создать экшн со спецэффектами – у него это получилось, а глубокого смысла во всем этом можно не искать. Сам же Файзиев настаивает: смысл есть. И внимательный зритель его не пропустит: война (августовский конфликт выбран, скорее всего, как один из самых ближайших по времени) – это лакмусовая бумажка, которая показывает, кто есть кто на самом деле, срывает с людей маски, «разводит» на настоящие эмоции.
Ну, а спецэффекты? Так это же всегда интересно для зрителя, уверен режиссер.
Наверное, для кого-то – да. Мне интереснее было смотреть на игру узнаваемых российских актеров. Сначала, правда, думала, что на роль героической матери можно было выбрать кого-нибудь другого. Потом поняла: молодая, хрупкая актриса Светлана Иванова подходит как нельзя лучше. Маленькая, какая-то вся воздушная, почти сама еще ребенок, в конце фильма она несколько километров несет на руках своего раненого 7-летнего сына.
Несколькими днями раньше она отправила его в Южную Осетию к отцу, на летние каникулы. Он, осетинский солдат миротворческих войск, говорил, что переживать за ребенка не стоит. То, что по телевизору передают о накаляющихся отношениях с Грузией, – преувеличение. Войны не будет, обещал отец. Не врал. Сам в это искренне верил.
А мать не поверила. Взяла билет на самолет и оказалась в Цхинвале как раз в ночь с 7 на 8 августа, когда Грузия начала необъявленный обстрел Южной Осетии. Вот тут и пригодились спецэффекты: яркие ракеты в ночном небе; здание осетинского парламента, складывающееся, как карточный домик; автобус, разбитый напополам бомбой… Ах да, и роботы, конечно. Они живут в воображении мальчика: есть среди них добрые и злые. В той, мирной жизни добрый робот всегда помогал мальчишке расправляться с его врагами (в основном то были потенциальные мамины женихи).
А здесь, на войне – все по-другому… Защитника-отца убивают почти сразу же. Мальчик остается один на один с Мраковластами, Драконозаврами, Огненными Муренами… Проще говоря, сидит под столом в опустевшем отцовском доме, вокруг которого ездят танки, БТРы, гремят автоматные очереди.
А мать бежит к нему: пробирается по пустым улицам под обстрелом, остается целой после взрыва, управляет тяжелой бронированной машиной… Сказка – местами очень страшная, но с добрым концом.
Жалко, что в жизни так не бывает…
P.S. Кстати, как ни пытался режиссер скрыть политику под слоем спецэффектов, у фильма нашлось много противников – еще на стадии съемок. Грузинские журналисты обвинили Файзиева в искажении фактов. Но это уже совсем другая история, которая осталась за кадром.