В 2011 году Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области (далее – Управление) целенаправленно и последовательно обеспечивало реализацию задач в установленных сферах деятельности.
Работа Управления была сосредоточена на реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, комплекса мер и организационных мероприятий по реализации задач Минюста России, определённых актами Президента и Правительства Российской Федерации, приказами, распоряжениями и поручениями Министерства юстиции Российской Федерации, и Главного управления Минюста России по Свердловской области.
В ходе реализации полномочий в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации деятельность Управления была направлена на совершенствование взаимодействия с органами государственной власти субъекта РФ, прокуратуры в сфере нормотворческой деятельности, приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, активное противодействие коррупции, в том числе при проведении правовой и антикоррупционной экспертиз.
По состоянию на 30 декабря 2011 года Управлением проведено 1316 правовых экспертиз нормативных правовых актов Тюменской области, а также 200 правовых экспертиз проектов нормативных правовых актов Тюменской области. По результатам указанной экспертизы Управлением подготовлено 9 экспертных заключений о выявленных несоответствиях федеральному законодательству в нормативных правовых актах Тюменской области.
Также, Управлением проведено 1314 антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов Тюменской области и проектов НПА. В 5 нормативных правовых актах выявлено наличие коррупциогенных факторов. В настоящее время, выявленные Управлением коррупциогенные факторы устранены.
Самостоятельно разработано 2 проекта распоряжений Губернатора Тюменской области:
- проект Распоряжения Губернатора Тюменской области «О внесении изменений в Распоряжение от 30.12.2004 №123-р»;
- проект Распоряжения Губернатора Тюменской области «О внесении изменений в Распоряжение от 03.12.2004 № 96-р».
Кроме того, Управлением зарегистрировано 340 решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Тюменской области и принят 1 отказ в государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Тюменской области.
В 2011 году при осуществлении государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Тюменской области было проведено 340 антикоррупционных экспертиз. Факторов коррупциогенности не выявлено.
Антикоррупционная экспертиза уставов муниципальных образований Тюменской области в 2011 году не проводилась, в связи с их не поступлением, на государственную регистрацию.
В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления, в 2011 году Управлением было рассмотрено 92 проекта муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Тюменской области.
В 2011 году Управлением также осуществлялось в постоянном режиме формирование подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России (далее – ПС НПА ЕСИТО) в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.01.2004 № 5 «Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
В базу данных ПС НПА ЕСИТО «Федеральный регистр» по состоянию на 30.12.2012 года включено 7259 нормативных правовых актов Тюменской области (из них 4494 нормативных правовых акта являются действующими; 2759 нормативных правовых актов – недействующие, 6 нормативных правовых актов, действие которых приостановлено). В качестве дополнительных сведений включено следующее: 9229 правовых экспертиз, 1467 антикоррупционных экспертиз, 62 акта судебных органов, 231 акт органов прокуратуры и 958 актов иных органов, писем и иной информации. Сведения из федерального регистра в отчетном периоде, не предоставлялись. Также в базу данных ПС НПА ЕСИТО «Реестр уставов муниципальных образований» включено 3713 муниципальных правовых актов органом местного самоуправления Тюменской области и дополнительная информация к ним (из них 320 уставов муниципальных образований Тюменской области и 3393 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований Тюменской области).
Управлением выдано 2 свидетельства об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В отчетном периоде в ежемесячном режиме осуществлялось информирование аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе об обеспечении единства правового пространства Российской Федерации на территории Тюменской области, в том числе по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов. ежеквартально, в адрес полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе предоставлялась информация о деятельности органов государственной власти Тюменской области и органов местного самоуправления по организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов, о ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 годы» на территории Тюменской области, а также информация о полноте правового регулирования реализации собственных и переданных полномочий Тюменской области (отдельно по вопросам принятия нормативных правовых актов в сфере земельного, жилищного и градостроительного законодательства) и др.
Также, ежемесячно осуществлялось информирование Главного федерального инспектора в Тюменской области о деятельности по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации на территории Тюменской области, о приведении уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством, о мониторинге хода работы по приведению нормативных правовых актов Тюменской области в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством и ежеквартальная информация о нормативных правовых актах, принятых в целях реализации приоритетных национальных проектов, о результатах проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов Тюменской области в целях выявления положений, способствующих проявлению коррупции, о полноте правового регулирования собственных и переданных полномочий (в том числе по принятию нормативных правовых актов в сфере земельного, жилищного и градостроительного законодательства; о ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2011 годы на территории Тюменской области; и по ведению органами государственной власти Тюменской области регистра муниципальных нормативных правовых актов.
26 апреля 2011 года Управлением, при участии прокуратуры Тюменской области, представителей Правительства Тюменской области и Тюменской областной Думы проведена рабочая встреча с лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность.
22 июня 2011 года на базе Управления был организован и проведен семинар для независимых экспертов, при участии прокуратуры Тюменской области, представителей Правительства Тюменской области и Тюменской областной Думы, на тему: «Порядок и особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов».
Необходимо отметить, что 15 июня 2011 года Управлением заключено Соглашение о сотрудничестве с прокуратурой Тюменской области, определены основные цели взаимодействия, сроки и форма обмена информацией.
Также, Управлением разработан проект Соглашения о взаимодействии с Тюменской областной Думой.
В апреле 2011 года, в рамках правового просвещения граждан Тюменской области и в целях оказания методической помощи органами местного самоуправления Тюменской области, в части совершения отдельных видов нотариальных действий специалистами администраций муниципальных образований, Управление провело выездной методический семинар-совещание «Дни юстиции», с участием нотариусов Тюменской области, представителей Тюменской областной нотариальной палаты, представителей государственных органов исполнительной власти в субъекте, а также представителей органов местного самоуправления, по вопросу совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления на территории Ярковского муниципального района Тюменской области.
В 2011 году деятельность Управления в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния была направлена на оказание бесплатной юридической помощи гражданам по вопросам защиты их законных прав и интересов.
В результате деятельности Управления в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния в течении 2011 года в реестр адвокатов Тюменской области внесены сведения о 52 адвокатах, принято участие в 7 заседаниях квалификационной комиссии, в отчетном периоде Управлением совместно с представителями Тюменской областной нотариальной палаты проведено 19 проверок деятельности нотариусов, осуществляющих свою деятельность на территории Тюменской области, 1 проверка Ярковского отдела ЗАГС Управления ЗАГС Тюменской области.
В соответствии со ст. 12 Основ, Кассационным определением Тюменского областного суда от 18.07.2011 и вступившим 18.07.2011 в законную силу решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 12.05.2011, прекращены полномочия нотариуса нотариального округа города Заводоуковска и Заводоуковского района Тюменской области с 18 июля 2011 года.
В соответствии со ст. 3 Основ, Административным регламентом 03.06.2011 г. Управлением было выдано 8 лицензий на право нотариальной деятельности.
В рамках полномочий по оказанию международной правовой помощи Управлением в отчетном периоде рассмотрено 18 запросов иностранных органов власти. 01 февраля 2011 года Управлением заключено Соглашение о взаимодействии в сфере оказания международной правовой помощи с Управлением ЗАГС Тюменской области.
В 2011 году особое внимание Управления в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью уделялось вопросам противодействия экстремистской деятельности, обеспечения неукоснительного соблюдения сроков рассмотрения документов представляемых некоммерческими организациями, приема отчетности некоммерческих организаций, в том числе посредством информационного портала Минюста России, организации исковой работы.
За отчетный период Управлением принято 159 решений о государственной регистрации некоммерческих организаций при создании, 233 решения о внесении изменений в сведения, 177 решений о государственной регистрации изменений в учредительные документы, 60 - об отказе в государственной регистрации, возвращено по заявлениям 128 пакетов документов, исключено из ЕГРЮЛ 128 некоммерческих организации.
В сфере контроля за деятельностью некоммерческих организаций проведено 26 проверок. По результатам проверок некоммерческих организаций нарушений уставных целей не выявлено, фактов, свидетельствующих о призывах к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновании или оправдании ими необходимости осуществления такой деятельности, не установлено.
Управлением направлено в суд 80 исковых заявления, составлено 71 административный протокол, вынесено более 348 предупреждений.
Специалистами Управления в 2011 году принято участие в 26 публичных мероприятиях, проведенных некоммерческими организациями.
Управлением организовано взаимодействие с правоохранительными органами в целях недопущения нарушения конституционного строя РФ, законных прав и интересов общества и государства, с Межрегиональным Управлением Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу. В рамках осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций Управление взаимодействует с Администрацией г. Тюмени.
В 2011 году Управлением обеспечена подготовка и опубликование списков избирательных объединений во исполнение пункта 9 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» на выборы 4 декабря 2011 года, и для выборов на 4 марта 2012 года.
В сфере противодействия коррупции в Управлении организована работа по апробации методических рекомендаций Минюста России «Об организации работы по противодействия коррупции» (подготовлено и направлено 76 запросов о подтверждении подлинности документа об образовании, о выходе из гражданства Российской Федерации, о наличии/отсутствии судимости).
Во исполнение поручения Минюста России в Управлении введена в эксплуатацию «База данных судебных актов по спорам, вытекающим из правоотношений, возникающих в связи с прохождением федеральной государственной гражданской службы», в 2011 году в программу внесено 11 судебных актов.
В целях организации гражданской обороны, в Управлении проводилась работа предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами.
В рамках проведения работ по созданию электронного документооборота между Минюстом России и его территориальными органами в Управлении проведена работа по установке программного обеспечения системы электронного документооборота «Дело».
В отчетном периоде в Управлении проведено 4 плановые проверки:
- в марте, декабре 2011 года прокуратурой Тюменской области проведены проверки исполнения Управлением контрольно-надзорных функций в отношении некоммерческих организаций, а также в части исполнения законодательства о противодействии экстремизму;
- в августе – сентябре 2011 года Управлением Росфиннадзора, Фондом социального страхования и Пенсионным Фондом проведены проверки хозяйственно-финансовой деятельности Управления;
- в октябре 2011 года Минюстом России проведена тематическая проверка по вопросам организационно-управленческой деятельности Управления.
Деятельность Управления по результатам проведенных проверок признана удовлетворительной.