Есть расхожее выражение – его величество случай, когда говорят о чем-то неожиданном, поворотном, в том числе в личной судьбе. Такой судьбоносный случай привел в село Черное горожанку Ольгу Лагееву. А получилось это так. Лежала она однажды в Тобольской больнице, где лечатся также пациенты из глубинки, из соседних районов. И соседка по палате очень тепло и заманчиво рассказывала о своём старинном селе с четырехвековой историей, что называлось когда-то Слободой Адбажской, и звала побывать в гостях. Агитация та сработала. Впрочем, тот интерес был обусловлен не только желанием посмотреть на замечательное село, но ещё и тем, что хотелось увидеть человека, о котором много наслышалась всё от той же знакомой по больнице. А та, вернувшись домой, словно добрая сваха, расписала свою подругу потенциальному жениху. И когда тобольская гостья вышла на остановке, сразу поняла: её ждали здесь. И причем не только подруга.
Так и встретились две души, потянувшиеся друг к другу. Два человека, уже оба пережившие немалые потери. У него увела его прежнюю половинку неизлечимая болезнь, у нее – обманчивый Бахус. Он остался совсем один, у нее подрастала дочка. Было это давненько, семь лет пролетело. А теперь уже общий четырехлетний сын Миша, который носит отцовскую фамилию – Коптяев, разгуливает по дому и просторной ограде прадедов как заправский хозяин.
Их семейный альбом, как обычно ведется это, полон самых различных снимков, где запечатлены какие-то будничные или праздничные моменты. Вот хозяйка доит корову. Вот идет покос за рекой. Вот управа на хоздворе. Вот хозяин колет дрова. А вот папа, мама и сын на народном гулянье, в Троицу, возле сельского храма, где высокое место и просторная площадь.
На хорошем привольном месте и усадьба самих Коптяевых (назовём их одной фамилией). И загон, и стайка, и хлев – всё построено так, что прогон для любой скотины – то за домом, то за оградой. А содержится в этих стайках очень разная живность – три головы крупнорогатых, в том числе корова, годовалый бычок и телочка, а также уйма кроликов и коз. А ещё здесь курочки, утки. И всегда по весне добавляется хрюшка.
- Мы берем одну и ту же породу, – объясняет хозяйка, – «русскую белую», которую поставляет в наш район Ишимский племзавод. Свинок привозят уже супоросных. И в июне-июле появляются поросята. Это довольно выгодно, потому что на каждую опоросившуюся свиноматку выдается зернофураж, по 3 центнера на голову. Зерносмеси продают магазины потребительского общества, «Транссервисмолоко» и приезжие предприниматели. Кроме того, идет на корм скоту и картофель со своего огорода. А также другие овощи.
Мы, например, чтобы поросята не болели, даем им природные витамины – морковь. А козам – капусту. Средства, надо заметить, очень действенные.
Коров, кстати, до недавнего времени было две. Одну из них сумели приобрести по программе «Самообеспечение» в 2009 году, когда оба супруга ходили в безработных. Но теперь Николай Александрович ездит «вахтой» на Север, а Ольга Анатольевна устроилась продавцом в магазин «Транссервисмолоко». Точка эта выполняет только одну функцию, торговую, поскольку с закупом молока в данном селе не пошло. Молоко раскупают сами сельские жители, по цене 30 рублей за литр. У Ольги Анатольевны своя постоянная клиентура.
Коз же взяли по той причине, что у сына на коровье молоко аллергия, а это он пьёт безо всякого опасения и с большим удовольствием.
Покупали мы коз в Ульяновке, - рассказывает хозяюшка, - а потомство от них ушло в первомайскую сторону. И я думаю, что со временем поголовье их по округе и вообще по району увеличится, поскольку хлопот с этой животиной куда меньше, чем с буренками.
Мамина мама, что жила под горой в Тобольске, у Никольского взвоза, постоянно держала козочек, и я бабушке помогала. Летом пасла их на Панином бугре и даже в саду Ермака. Тогда это не возбранялось.
- Ах, так вот, - говорю, - откуда в вас способность к сельской работе с детства. И умение вести хозяйство, оставаясь даже одной, когда муж на «вахте» на Севере.
- Почему – одной? - не соглашается моя собеседница, - у меня есть помощники: дочка Саша, которой тринадцать лет, и мама-пенсионерка, что приехала к нам из Тобольска. На постоянное жительство. Мы купили ей домик и весной приступим к ремонту.
Этот диалог с Ольгой Анатольевной происходил у нас непосредственно на ее рабочем месте, в магазине «Транссервисмолоко». А потом мы съездили к ним домой и поговорили с остальными домочадцами.
Мама Ольги, Нина Михайловна Лагеева, по специальности горный инженер-гидролог. Окончила Тюменский индустриальный институт. И много лет проработала на НХК, на гидросооружениях. Начальником смены. И вот, оставив сыну квартиру в городе, пожелала переселиться в село, где уже закрепилась дочь.
- Здесь, в Чёрном, мне всё нравится, - вот такой ее отзыв. – Село очень красивое, чистое, культурное. Много зелени. Асфальтированные улицы. Бытовые условия ничем не хуже, чем в городе. В дома пришел природный газ. У многих водопровод, душевые кабины и все прочие блага.
Будет это всё и у нас. Прошлым летом дочка и зять подвели фундамент под дом. Этим летом ремонт продолжат.
И мой купленный домик приведем в надлежащий вид…
Пример Ольги Анатольевны оказался заразительным ещё для двоих родственников, кроме ее мамы. А именно - для двоюродной сестры Натальи, которая вышла замуж за местного парня, она учитель начальных классов, и двоюродного брата Виталия, что женился на их соседке и живет теперь в одном доме с Коптяевыми, через стенку. Работает тот, как и Николай Александрович Коптяев, на Севере, «вахтами».
Вот такие истории, по которым впору снимать самые жизненные фильмы.
Что меня ещё удивило – я узнала в своей скромной собеседнице победительницу недавнего конкурса патриотической песни. Ей жюри единогласно присудило гран-при. А как все восхищались ее очень красивым голосом, элегантным нарядом и умением держаться на сцене.
Помнится, я ещё спросила, откуда такой талант и давно ли она блистает на подобных районных конкурсах? Мне ответили, что недавно.
Оказалось, что когда-то 34-летняя Ольга Лагеева покоряла Тобольск. Была одной из лучших учениц музыкальной школы №3. А вот музучилище окончить не удалось. По семейным обстоятельствам. Но любимое фортепьяно привезла в деревенский дом. И не часто, но можно слышать, как она играет на нем. А ещё на гитаре. Горожанка быстро вписалась в деревенскую общность. Как сказали в администрации, её здесь уважают за веселый характер, художественный талант и за трудолюбие, за то, что не боится никакой черновой работы.
А с той больничной знакомой, Лилией Лащенко, что привела Ольгу в село, они ныне словно родные. У той тоже семья и дети. И теперь уже дружба семьями.
Любовь БАКАНИНА