Медиакарта
12:26 | 7 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

От простого к сложному

Настенные часы в начальной школе №1 показывают чуть больше полудня. Через несколько минут здесь начнутся внеурочные занятия, а пока румянощёкие малыши возвращаются с прогулки, тараторя на разные голоса. После часа подвижных игр и обеда в столовой, они направились к своему кабинету в сопровождении классного руководителя Людмилы Михайловны Бардиной.

Сегодня четверг, значит, по расписанию – кружок «Я – исследователь». Начался он с проверки домашнего задания. Ребята поделились, на какой стадии находятся их проектные работы. На первых занятиях каждый ребёнок выбрал себе объект исследования, за которым он будет наблюдать в течение учебного года, а затем оформит все свои наработки в виде презентации. Жанна Амандыкова наблюдает за своим домашним питомцем – котёнком. Паша Саксин выращивает цветок. А Катя Заутошвили уже закончила свою проектную работу о бактериях «Этот невидимый мир» и представила одноклассникам. Опрос сменился работой по группам. Ребята учились находить одинаковые предметы в журнальных картинках.

– Так с помощью простых и занимательных заданий дети познают основы проектной деятельности. При этом происходит постоянное саморазвитие, на что и были рассчитаны федеральные государственные стандарты второго поколения. Теперь ребёнок сам приходит к определённому выводу посредством собственной практики и наблюдений. Учитель лишь направляет ход его мыслей в нужное русло, а не даёт готовых утверждений. Самое главное – детям нравится учиться, они справляются с программой и дополнительные занятия им не в тягость, – говорит Людмила Михайловна Бардина.

Сейчас в начальной школе №1 всего пять первых классов. Вторая половина учебного дня для малышей сформирована по их интересам. Действующие кружки включают военно-патриотическое, спортивное и художественно-эстетическое воспитание, научно-познавательную и проектную деятельность. Внеурочные занятия ведут не только школьные педагоги, но и преподаватели из Центра детского творчества и Центра дополнительного образования для детей. Предполагается, со временем первоклассники определятся, что им ближе по душе и будут дальше совершенствовать свои навыки в избранном направлении.

Ребята из 2 «в» класса начали обучаться по новым общеобразовательным стандартам ещё в прошлом году в рамках эксперимента. На сегодня многие из них свой выбор уже сделали, поэтому на кружке «Развития речи» присутствовали не в полным составе – кто ушёл на танцы, кто – на вольную борьбу. Те, кто остался с Вероникой Валентиновной Земцовой, за двадцать пять минут внеурочного занятия успели поотгадывать загадки и придумать их сами. Тут детской фантазии не было предела. Кто же сразу догадается, что белый холодный дом с зажигающими свет человечками – холодильник? А необычный автобус маленьких размеров, собирающий всех пассажиров и без их согласия – всего лишь пылесос? С удовольствием ребята пели песенки, играли в эхо и учились отгадывать настроение людей по мимике.

– Все эти внеурочные занятия – продолжение основных уроков, но уже в увлекательной форме, – сказала Вероника Валентиновна Земцова. – Дети проводят время интересно и с пользой. Считаю, эти стандарты предоставляют уникальную возможность для самореализации учащихся. Но, в то же время, с каждым годом умственная нагрузка на детей возрастает. Утомляемости трудно избежать. Здесь многое зависит от возможностей школы.

С нововведениями в образовательной системе отмечается повышение уровня развития детей. И главное здесь – не навредить, а создать ребёнку все необходимые условия для дальнейшего его самосовершенствования.

Автор: Надежда ЧЕРЕПАНОВА