Медиакарта
3:31 | 24 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность

Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность
10:26 | 24 апреля 2012

«Во-первых, потому что современные дети сильно изменились по сравнению с детьми, жившими в то время, когда создавалась предыдущая система образования, - считает заместитель директора по учебной части Туртасской школы Нина Филипповна Бузмакова. - Нынешние дети живут в совершенно других условиях: если раньше школьные уроки были основным источником получения информации о мире, то сегодня такими источниками являются СМИ и Интернет. Школа обязана помогать систематизировать эти знания, учить ребенка адаптироваться в обществе, чтобы внешняя информационная среда не оказывала негативного влияния на психику. То есть уроки сегодня должны быть направлены не только на то, чтобы дать знания, но и чтобы научить применять их на практике, развивая в ребенке разностороннюю личность. Для того чтобы осуществить задуманное, стандарты второго поколения подразумевают наличие в системе начальных классов как непосредственно уроков по предметам, так и дополнительных занятий во внеурочное время». Начальная школа - принципиально новый этап в жизни каждого ребёнка, когда начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется круг общения, изменяется социальный статус, увеличивается потребность в самовыражении.

Именно в начальной школе учитель и вся система обучения настолько важны, что подчас именно от этих слагаемых жизни маленького человека зависит всё его будущее, его становление как личности, формирование и развитие его характера и мировоззрения. Именно поэтому очень важно организовать работу в начальной школе наиболее продуктивно.

Для того чтобы качественно улучшить систему образования, в Российской Федерации приняты образовательные стандарты второго поколения. Почему это стало необходимо?

В прошлом году Туртасская средняя школа была объявлена пилотной площадкой, на которой осуществляется апробация федерального государственного образовательного стандарта в первых классах.

Для внедрения ФГОС педагогами была разработана и утверждена основная образовательная программа, приведены в соответствие с новыми требованиями нормативная база школы и должностные инструкции работников, определена наиболее эффективная модель реализации внеурочной деятельности, направленная на взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, и прочее.

По сути именно внеурочная деятельность является одним из самых главных нововведений системы начального образования. В первой половине дня малыши посещают уроки, а после обеденного перерыва для них наступает вторая часть рабочего дня - ребята занимаются рисованием, танцами, музыкой, физической культурой и так далее.

Подобные дополнительные занятия, по мнению специалистов, не только повышают результаты основного обучения, но и помогают детям адаптироваться в школе и улучшают условия для их разностороннего развития.

К тому же, это прекрасный способ организовать дневной и вечерний досуг первоклашек в то время, когда их родители находятся на работе и не имеют возможности уделять своим малышам должного внимания. В нынешнем году по новой системе уже обучаются первые и вторые классы школы, причем особое место здесь отведено именно внеурочной деятельности. Так, сегодня в качестве дополнительных образовательных программ в Туртасской школе используются программа «Ритмика» (авт. Н.В. Кирюшенкова), программы секций «Здоровячок» и «Лыжные гонки», изостудии «Семицветик», театрального кружка «Балаганчик», студии росписи по ткани и стеклу «Волшебная палитра», программа художественно-эстетической направленности «Ладушки» (авт. И.М. Каплуева и И.А. Новокольцова), «Детская риторика» (авт. Т.А. Ладыженская), программа школьного хореографического объединения «Фантазия» и другие.

Каждая из этих программ направлена на формирование ценности здорового образа жизни и предусматривает разные формы организации занятий: внедрение в базовые образовательные дисциплины; проведение часов здоровья; факультативные занятия; проведение классных часов; занятия в кружках; проведение конкурсов, праздников, викторин, экскурсий; организацию дней здоровья.

Безусловно, для такого многообразия Туртасская школа стремится создать все необходимые материально-технические условия. Например, в школе есть два полностью оснащенных оборудованием спортивных зала, тренажерный зал, спортивная площадка, которые ежедневно используются для занятий волейболом, баскетболом, настольным теннисом, мини-футболом, легкой атлетикой, борьбой, силовым многоборьем.

Также в здании школы оборудованы танцевальный и музыкальный кабинеты, библиотека, актовый зал. Кроме того, организована автобусная доставка детей в поселковую библиотеку, Дом культуры и Центр дополнительного образования. Это необходимо, потому что некоторые занятия, входящие в программу внеурочной деятельности, проводятся на базе вышеназванных учреждений.

Казалось бы, все эти нововведения усложняют жизнь первоклассников, но если задуматься, то внеурочная деятельность помогает вырабатывать у детей дисциплину, приучает к продуктивной организации свободного времени, расширяет кругозор, помогает выявлять и развивать таланты.

«Мне очень нравится, что после уроков я хожу на занятия танцами и рисование, - говорит семилетняя Таня.

  • Пока родители на работе, я могу делать то, что у меня хорошо получается, а потом показать маме и папе поделки, которые мы мастерим после учебы в школе».

Что ж, продуктивность и результативность введения такой составляющей ФГОС, как внеурочная деятельность, будет очевидна лишь через два-три года, а пока мы можем лишь полагаться на мнение школьников и педагогов, осуществляющих эти новшества, и наблюдать за тем, как школы Уватского района внедряют новую систему образования.

Фото из архива школы

Автор: Наталья ГАЙНУТДИНОВА