Медиакарта
1:10 | 18 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дом, где согреваются сердца

Дом, где согреваются сердца
13:16 | 26 апреля 2012

Эти снимки, где запечатлены два поколения Курмановых из села Казанского, - папа, мама и дети, сделаны в старом доме, где пока жильцы обитают. Но рядом, на той же ограде, вырос и новый дом, где по теплу начнутся отделочные работы. И к зиме, как планируется, вся семья перейдет туда. В более комфортные условия. В село идёт природный газ, и Курмановы уже подали заявку на подключение их объекта к общей трубе. Будут в доме водопровод, от своей автономной скважины и все прочие блага. Всё это нам поведала при недавней встрече хозяйка семьи Рушания Фердинандовна. Строиться многодетной семье, где пятеро детей, причем четверо из них – приёмные, помогает государственная программа «Доступное и комфортное жилье. Но программа, заметьте, только лишь помогает. Основной же груз всех забот несут сами застройщики. Помня известную пословицу «на Бога надейся, а сам не плошай», Курмановы не плошают.

«Хлопотливые, работящие и серьёзные люди, - такой отзыв даёт о них глава Казанской администрации Нуртидя Азизулловна Уразова. – Держат большое хозяйство: шесть коров, до десятка молодняка, до полусотни овец, а также домашнюю птицу – уток, кур породы бройлеров и гусей. Так что круглый год на столе своё мясо и молоко. А в подполье и яме – овощные запасы. Их обычно тоже с лихвой. Картофель, например, Курмановы выращивают на площади в полгектара. Излишки идут на продажу. Как и молоко. Так что не нужно думать, чем накормить детей и дрожать над каждой копейкой.

Была у нас возможность поговорить и с представителями ребячьей гвардии – дошколятами Алсу и Оксаной и их сводным братом, пятиклассником Ильсафом, которые во время нашего интервью с матерью тихонько играли в соседней комнате. Шёл как раз последний день весенних каникул. А пятнадцатилетний Эрик и его названная сестренка, семилетняя Зарина, как нам объяснили, побежали до деда с бабушкой, чтобы помочь тем в управе, как это делают частенько.

Мы спросили младших ребят:

- Что вы любите кушать?

И оттуда чуть ли не хором прозвучал вот такой ответ:

- Макароны по-флотски. А ещё жаркое и плов, борщ, котлеты, пельмени…

- А ещё баурсаки, беляши, перемячи, - смеясь добавила мама, - что печем обычно тазами. Пельмени лепим «бригадой», за большим составным столом.

У хозяйки большого дома очень много забот – кухня, дети, хозяйство. Одной стирки – целые горы. Отец семейства Эдуард Ахсанович в зимнюю пору и сейчас, по весне, как правило, - на заработках. Работает на частников. Пилит в деляне лес. Рубит срубы. Он – плотник. Уезжает то в Куларово, то в Индери, то куда-то ещё. Нынче вот – в Бурлаки, где базируется какой-то частный предприниматель из райцентра.

Со скотиной же управляется в основном свекор, пенсионер. Задает животным корма, гоняет на водопой. Летом отправляет поутру на выгон и вечером встречает, так как организованной пастьбы в селе нет. Вся скотина, кстати, находится на подворье родителей. А вот доит коров Рушания, и она же относит молоко на приемный пункт, в ООО Рахматуллиных. По-старому, по-совхозному, сказали бы о такой организации труда: семейный подряд. И подобный подряд не только в семье Курмановых, а во многих других семействах, абсолютно по всей округе. Люди, как могут, приспосабливаются к изменившимся обстоятельствам: при отсутствии производства ищут что-то своё. Все заняты повседневным трудом и добычей хлеба насущного, говоря фигурально.

Вот представьте, сколько стогов или тех же тюков, рулонов требуется наготовить за лето на такое солидное поголовье скота, какое пускают в зиму Курмановы. Только на крупнорогатый скот более 200 центнеров. И полтораста - на овец. И хотя литовкой теперь уже никто на лугу не машет, у Курмановых тоже трактор, косилка и прицепной инвентарь, а пора сенокоса всё равно остается напряженной, горячей, беспокойной и хлопотной. И ещё две страды у таёжных наших селян – это ореховая и клюквенная. В какой дом ни зайди в это время – никого из взрослых не застанешь, все в бору, в лесу, на болоте.

А если говорить конкретно о семье Курмановых, то здесь родители получают ещё и все социальные выплаты, что положены многодетным. Но ребячьи деньги на них и уходят. Ни в одежде, ни в еде, ещё раз повторюсь, они недостатка не знают.

Все условия созданы и для успешной учебы. В старом доме хотя и тесновато, но у девочек и мальчиков есть свои отдельные комнаты. В доме чисто, тепло, светло. И очень уютно. Кстати, это жилье останется как резерв для старшего сына. «Пусть стоит до поры до времени, - рассуждает хозяйка, - есть и пить ведь оно не просит». Вот глядишь на этих детишек и видишь: у них есть чувство дома, чувство крепкой семьи, защиты, а ведь это самое главное. Смотрите, как льнут они к родителям, как вытанцовывает на сцене Ильсаф на концерте в День матери. «Он не только у нас танцор, - отмечает с гордостью мама, - он ещё и певец. Да и учится хорошо, на четверки и пятерки. Сколько грамот уже принес. Будет что положить в портфолио».

- Ну, а кем ты мечтаешь стать? – интересуемся у мальчика.

- Учителем, как дедушка, или плотником, как папа, чтобы строить людям жилье.

- А учительские задатки, кстати, видны уже сейчас, - говорит Рушания. – Он с таким удовольствием занимается с младшими сестренками Алсу и Оксаной, которые ходят в группу кратковременного пребывания, читает им вслух. И они читают ему. Да ещё – на оценки.

- Эти дети в хороших руках, - подтверждает директор школы Махиза Мухаметовна Курманалиева. – Здесь не нужно просить родителей прийти в школу. Они часто ходят сюда безо всяких напоминаний. Младших девочек-шестилеток мама лично приводит на занятия в группу. И всегда в курсе дел: как с программой дети справляются, как у них с дисциплиной.

Ребята очень активные, коммуникабельные. Не боятся труда. Объявляешь субботник – ни один из них не отлынит. Все умеют держать в руках и лопату, и грабли.

Старший, Эрик Курманов, - из кадетского класса, он один из лучших спортсменов. Сказывается здесь и доброе влияние деда Ахсана Хисматулловича, офицера запаса, который в нашей Казанской школе вел уроки труда и начальной военной подготовки. А также Зиннуры-апы, что работала много лет в интернате ночной няней.

А ещё такой факт, говорящий об этих людях как об очень сердечных, бескорыстных и щедрых. Они взяли в свою семью четверых приемных детей, пережив сильнейшее горе - потерю своей шестимесячной дочки. И теперь для них они все – «дорогие» и «наши».

Мир и счастье такому дому, где светло от детских улыбок.

Любовь БАКАНИНА