Медиакарта
1:19 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жернова для ЖКХ

Коммунальное хозяйство – сфера столкновения множества интересов. И, казалось бы, есть метод, способный расставить все и всех по своим местам, – штрафные санкции. Нарушил – плати. Не хочешь платить – не нарушай. Но и этот механизм в коммуналке дает сбои. Обычно на некачественную работу коммунальных служб, необоснованные начисления, высокие платежи или тарифы жалуются сами жители. Борясь с бездействием, равнодушием, халатностью, неоперативностью (список можно продолжить) отдельных работников ЖКХ они обращаются за помощью в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру, а порой пишут жалобы во все адреса подряд, от квартального до президента России. И если управляющую компанию за нарушения штрафуют, то, значит, возмездие состоялось. Однако палка эта - о двух концах. Добиваясь финансовых санкций для обслуживающей организации, мы наказываем и… самих себя. Ведь управляющие компании строят бюджет на платежах населения. Один штраф, другой – и в нем образуются дыры. Иногда такие внушительные, что компания не может свести концы с концами. «И поделом!» – хочется иногда сказать. За такую-то работу… Вот только желающих наказать всегда больше, чем помочь. Кроме проверок, которые начинаются с заявлений жителей, есть и другие – плановые и внеплановые рейды различных контролирующих служб. Эти выходы на объект редко заканчиваются советами, рекомендациями или предложениями. Чаще – штрафами. Такие галочки считаются более весомыми. К тому же после применения «закона по всей строгости» никто уже не скажет: «Куда же вы смотрели?» Даже если практически ничего не изменилось. Как этот вал штрафных санкций сказывается на работе управляющих компаний? Способны ли они с ним справиться? К сожалению, констатировали на прошлой неделе участники круглого стола «Взаимоотношения управляющих компаний и органов исполнительной власти», такой «кнут» не меняет ситуацию к лучшему. Скорее, загоняет в угол. – В прошлом году нам выписали 134 предписания и 50 протоколов, – констатировал Александр Усов, директор управляющей компании «Запад». – Общая сумма штрафов составила 960 тысяч рублей! В большинстве случаев жилищная инспекция требовала провести в домах косметический ремонт. При этом срок отводился минимальный, а время года не учитывалось. Зачем, скажите, белить и красить стены зимой? Но обжалованию такое решение не подлежит. Даже если суду представляешь сметы и лицевые счета на капитальный ремонт дома или приносишь заявления, где жильцы отказываются от «косметики» в пользу ремонта сетей или кровли. Находятся, по словам Усова, и другие поводы для штрафов. Например, за граффити на фасадах домов. Согласно правилам благоустройства, штраф за такие художества платит управляющая компания (и не маленький – до 40 тысяч рублей). Или, скажем, штраф за не уборку сосулек. Причем оплата не зависит ни от объемов работы, ни от величины этих ледовых стрел (хоть с шариковую ручку). Надо убрать - и все. Хотя иногда технически невозможно вычистить крышу до блеска. «В общем, попали мы в жернова…», - подытожил Александр Усов. Не смог скрыть своего возмущения и директор управляющей компании «Комфортный дом» Артем Завьялов: – Мы посчитали, что в прошлом году к нам приходило по три проверки в месяц. В результате штрафы составили около 15 процентов общего дохода компании. Что нам делать? Просить у жителей? Говорить им: «Давайте скинемся, иначе денег на обслуживание домов не хватит»? Управляющие компании, по словам их руководителей, готовы признавать и даже платить за свои очевидные ошибки. Но иногда применяемые наказания – несправедливы, абсурдны, невыполнимы. – Несколько раз в прошлом году нас оштрафовал Госпожнадзор, – рассказал Анатолий Фадеев, директор УК «Север». – В одних случаях требования были обоснованы, но в других хотелось спросить: «За что?». На обслуживании в этой управляющей компании есть три 12-этажных дома, построенных в середине 80-х годов. По проекту там в качестве системы пожаротушения предусмотрены водонапорные стояки. Большего в те времена никто и не требовал. Но в 2003 году нормы изменились. Пришли проверяющие и оштрафовали компанию на 150 тысяч рублей за отсутствие системы автоматического пожаротушения и дымоудаления. – В судах мы пытались доказать, что дома мы такими приняли, что пожарные инспекторы подписи под проектом поставили. Что нам теперь дом перестраивать? – недоумевает Фадеев. – На какие средства? В типовых договорах управления жилым фондом вообще нет пункта о том, кто должен платить за обеспечение пожарной безопасности! Привел он и еще один случай: Госпожнадзор выписал предписание не просто установить, а провести испытание на прочность металлических ограждений на скатных крышах. Удовольствие не из дешевых – 60 рублей погонный метр. На одну типовую пятиэтажку потребуется около 20 тысяч рублей. А их на обслуживании - несколько. Другие проверяющие порекомендовали провести огнезащитную обработку стропильных конструкций. На одну шестиподъездную «хрущевку» для этого надо, минимум, 120 тысяч рублей. Причем в обоих случаях было указано, какие именно фирмы надо для этих услуг привлекать…
Пример противопожарных казусов привел и представитель управляющей компании «Содружество-М». Госпожнадзор выписал ей штраф в 150 тысяч рублей за кладовки, установленные в одном из домов на лестничных площадках. Но эти сооружения – не временные, а капитальные, предусмотренные проектом как конструктивные элементы дома. Ситуация из серии «Казнить нельзя помиловать». Только кто и где будет ставить запятую? – Умышленно никто из управляющих компаний законы не нарушает, – подвел черту Александр Усов. – Но нарушения часто бывают вынужденные – из-за несовершенства законодательства, отсутствия взаимопонимания с контролирующими службами. И они, и мы стоим на букве закона. Только каждый читает ее по-разному. – Чтобы не было разночтений, надо всем исходить из интересов собственника, учитывать, что высокие штрафы лягут и на его плечи. Кто и что тогда выиграет? – задала главный вопрос Надежда Ускова, директор УК «Альтернатива». – Без диалога и конструктивного разговора, без взаимодействия всех сторон, дело двигаться не будет.

Автор: Инна Горбунова