Медиакарта
1:15 | 24 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Моя липа третья - запомни, мама»

Вера Николаевна Кобелева - заведующая учебной частью в школе села Демьянское. Здесь она проработала почти три десятка лет. Перед нашей встречей Вера Николаевна представлялась мне деловой, строгой и требовательной, однако мои ожидания не подтвердились. Передо мной стояла улыбчивая женщина с тихим голосом. Сухим словом «педагог» её называть совсем не хотелось, скорее просилось «мама».

- Расскажите, пожалуйста, о себе. Когда начался Ваш трудовой путь?

  • Биография моя простая. Я закончила среднюю школу в Демьянске в 1971 году, потом поступила в Тобольский государственный педагогический институт, на филфак. Закончила его в 1975 году. В школе работаю с 1976 года. Сначала была учителем немецкого языка, а потом работала организатором внеклассной работы и учителем русского языка и литературы. В должности завуча - с 1979 по 2011 год. В этом году взяла социальный отпуск по семейным обстоятельствам. После него планирую выйти и еще немного поработать.

- А что Вам нравится в Вашей работе, от чего получаете удовольствие?

  • В первую очередь, получаю удовольствие от того, что общаюсь с учениками. Каждое утро хочется идти и видеть их глаза, улыбки, и, конечно же, я очень люблю своих коллег, своих учителей. Надо сказать, что состав коллектива - это на 60 процентов выпускники нашей школы. Когда-то они сами были учениками с активной жизненной позицией.

Сам процесс работы интересен, вот этот темп, который не дает засидеться, застояться, постареть. Я считаю, что по-другому жить нельзя.

- Вера Николаевна, за 30 лет работы можно было растерять увлеченность и любовь к своему делу. Вам удалось этого избежать?

  • Да. Вообще я здесь для того, чтобы наша школа была известна всем, чтобы знали о наших учителях, которые работали в ней раньше и трудятся сейчас. К прошлому юбилею школы мы оформляли выставку в музее.

Собирали старые фотографии, узнавали об учителях, которые когда-то работали здесь. На вечерах встреч выпускников я всегда говорю, чтобы ребята помнили школу, помнили учителей и знали, что школьные годы - это самые чудесные годы.

Конечно, уже было много сказано и «за», и «против» внедрения ЕГЭ, однако нам очень хотелось узнать мнение учителя со стажем по поводу такой формы итоговой аттестации. По мнению Веры Николаевны, в глубоком изучении литературы и родного языка, в написании сочинений формировалась личность, качества характера и образцы для подражания. Теперь же зачастую учеников приходится «натаскивать» для сдачи экзаменов. Разумеется, это хорошо тренирует память и мышление, но не душу.

- Вы работаете в Демьянской школе на протяжении вот уже тридцати лет. Много лет назад роль учителя в учебном и воспитательном процессе была другой. А каким, по Вашему мнению, должен быть учитель сейчас?

  • Учитель должен быть высококвалифицированным педагогом с разнообразным запасом не только знаний, но и личного опыта, а прежде всего быть компетентным в вопросах формирования личности и знать психологию ребенка. Необходимо знать и запросы ученика, и запросы его родителей, и, конечно, должна быть тесная связь между школой и родителями учащихся, для того чтобы можно было совместными усилиями вырастить такую личность, которая будет подготовлена к современной жизни. Теперь выпускник обязан владеть современными технологиями, чтобы ему было легко учиться в высших учебных заведениях. Он должен быть личностью, с которой легко общаться, и чтобы ему самому было интересно жить с такой активной жизненной позицией.

Конечно, он должен быть и отличным семьянином, и воспитывать своих детей.

- Значит, педагог должен быть образцом для подражания в своем образе жизни, поведении, отношении к делу? Нужно ли быть примером для детей?

  • Обязательно. Каждым своим движением, даже каждым своим жестом учитель воспитывает ребенка. Учителю должно быть самому интересно то, что он делает, и, конечно, нужно уметь заинтересовать ребенка в том, что он должен сделать. Если вы хотите воспитать творческую личность в ребенке, то должны сами такими быть. Я считаю, что в первую очередь учитель должен воспитывать своим примером.

- Как у всех, в юности у Вас были какие-то мечты, стремления, планы. Если бы Вы не стали учителем, то кем бы могли стать?

  • Только учителем.

- Почему?

  • Я больше ничего не умею (смеется). С детства мечтала работать с детьми, даже в играх всегда была учительницей.

Рядом со школой высажен яблоневый сад. Это подарок выпускников родной школе, которые получили аттестаты зрелости в середине 90-х годов.

  • Класс был очень активный. Валентина Фёдоровна Бухалова была у них классным руководителем, - вспоминает наша героиня.

Такие аллеи часто напоминают нам о важных датах и людях, чьими стараниями они появились. Те же, кто прощался со школой много лет назад, решили оставить своему учебному заведению и своим учителям такой живой подарок.

Когда я писала эту статью, вспомнился отрывок из «Повести о Зое и Шуре», когда мама, потерявшая на фронте обоих детей, приходит в школу, в которой они учились:

«...Я люблю бывать здесь. Ходить по милым, знакомым коридорам школы, где учились мои дети, школы, которая носит сейчас Зоино имя. Я захожу в классные комнаты. Поднимаюсь на третий этаж и подхожу к двери, возле которой есть надпись: «В этом классе учились Герои Советского Союза Зоя и Шура Космодемьянские» […]…

Я вхожу в этот класс, и со стены смотрят на меня портреты моих детей. Вот вторая парта в среднем ряду - тут сидела Зоя. Сейчас за этой партой учится другая девочка, такая же ясноглазая. А вот последняя парта в другом ряду - это Шурино место. Сейчас на меня пристально смотрят оттуда глаза девочки-подростка. Она в коричневом платье с белым воротничком, в черном фартуке, и у нее такое вдумчивое, серьезное лицо... […]

Я выхожу на улицу. Вокруг школы всё зелено: вот они, деревья, посаженные руками детей. И мне кажется, я слышу голос Зои: «Моя липа третья - запомни, мама».

Наталья БОРОДИНОВА

Фото Дмитрия ФИЛАТОВА

Автор: Наталья БОРОДИНОВА