Медиакарта
16:30 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как разглядеть гения?

«В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе». («Наша новая школа»).

О степени важности работы со способными учениками и ответственности педагогических коллективов школ за ее организацию говорит, в частности, то, что в утвержденной четвертого февраля 2010 года Президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» из шести глобальных направлений по реформированию школы одно из них посвящено развитию системы поддержки талантливых детей.

Надо сказать, что работа с одаренными детьми в той или иной степени и в той или иной форме проводилась и во все предыдущие годы. Но статус государственной политики в образовании это направление работы обрело не столь давно.

Министерством образования, как и предписано «Нашей новой школой», в настоящее время разработана концепция государственной поддержки одаренных детей (см. «Российская газета» от 1 февраля и от 27 марта 2012 года).

Самое важное в ней: она определяет приоритеты в работе с одаренными детьми и гарантирует государственное финансирование. Искать и поддерживать таланты, вернее сказать, руководство этой работой поручат специально созданному Координационному совету при Правительстве РФ. Будет объявлен всероссийский конкурс на подготовку методического пособия по выявлению одаренности детей.

Кстати, нечто аналогичное в нашем районе уже имело место быть. В 2009-2010 учебном году, ещё до подписания Президентом РФ Национальной образовательной инициативы, управлением образования, его методическим кабинетом был объявлен районный конкурс авторских программ по работе с одаренными детьми, а 15 октября того же учебного года методический совет вынес на обсуждение вопрос об «Организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения». Результаты работы со способными учениками того учебного года оказались весьма впечатляющими.

Назовем лишь некоторые из олимпиад областного уровня, в которых наши дети продемонстрировали хороший уровень подготовки. В региональной олимпиаде «Юниор» семь вагайских школьников стали победителями, триумфаторами в олимпиаде того же уровня среди учащихся 9 – 11 классов стали 11 школьников (на муниципальном уровне принимали участие 289 учащихся из 22 школ), три наших школьника, занимавшихся по программе Занкова, также стали призерами областного тура.

Из 18 участников научно-практической конференции «Шаг в будущее» муниципального уровня пятеро участвовали в областной, один из них удостоен звания победителя. В менделеевских чтениях, проводимых ТГСПА им. Д.И. Менделеева, успешно выступили два школьника. В конференции «Первые шаги в науку» (г. Обнинск) – пять старшеклассников.

Аналогичная работа, уже в условиях реализации инициативы «Наша новая школа», проводилась и в 2010 – 2011 учебном году. Предметные олимпиады проведены по всем предметам учебного плана, в том числе по физкультуре и ОБЖ. Особо не вдаваясь в детали их организации и проведения, назовём лишь некоторые цифры, характеризующие уровень подготовленности и степень интеллекта вагайских школьников.

Количество победителей по школам выглядит так: Юрминская, Шестовская, Шишкинская и Зареченская – по одному, Дубровинская, Тукузская, Иртышская – по два, Вагайская – 10. Достаточно высокую степень подготовленности своих воспитанников продемонстрировали, кроме того, Тукузская (два победителя, 7 призеров), Дубровинская (2 победителя, 4 призера), Иртышская (2 победителя и 4 призера, Зареченская (победитель, правда, всего один, но зато призёров 9).

Как в 2009 – 2010 учебном году, так и в 2010 – 2011, учащиеся 5 – 8 классов достаточно успешно участвовали в региональной олимпиаде «Юниор».

Пятый год в области проходит, пожалуй, наиболее авторитетный из всех способ выявления одаренных школьников – научно-практическая конференция «Шаг в будущее». На районном уровне в ней приняли участие Зареченская, Шестовская, Шишкинская, Карагайская, Второвагайская, Тукузская школы. Причем Шестовская и Карагайская представили на конференцию по два исследователя, Шишкинская – аж четырех. Темы многих научных изысканий интересны, содержательны, привязаны к особенностям нашей местности. К примеру, тема исследования тукузцев – «Усовершенствование болотохода», одна из шишкинских тем – «Исследование реки Ашлык и ее экологические проблемы», Карагайская – «История Карагайского детского дома» (в военные и послевоенные годы там был детский дом).

С точки зрения формирования умения устанавливать причинно-следственные связи, возможно, интересна и столь формальная тема одной из старшеклассниц, как «Выявление взаимосвязей, строение и приспособление комнатной мухи». Однако, мне кажется, вышеперечисленные гораздо интереснее, содержательнее, а главное – полезнее.

В региональной же конференции участвовали и успешно выступили исследователи, которых подготовили учителя географии Т.Н. Якшина (Зареченская школа), истории Т.А. Малюгина (Шестовская), химии Р.Р. Абусагитова (Карагайская), биологии В.М. Айнуллина (Карагайская).

Близится к завершению и нынешний учебный год. Объем и качество работы со способными детьми продолжает наращивать темпы.

Каждой школой разработана программа «Одаренные дети», ведется персонифицированный банк данных об этой категории детей, об учителях, работающих с ними. Ширится количество школ, воспитанники которых претендуют на звание «Ученик года». В нынешнем году своих кандидатов на это высокое звание представили 12 образовательных учреждений района.

Окончательные итоги пока ещё не подведены. Но даже те результаты, которые есть на сегодняшний день, дают достаточно полное представление об объеме этой работы. Только во всероссийской олимпиаде (муниципальный уровень) приняли участие 359 школьников 7 – 11 классов. Хороший уровень подготовки продемонстрировали карагайские школьники (6 победителей и 8 призёров), Шестовской (4 победителя, 5 призёров), Тукузской (4 победителя, 6 призёров), Вагайской (6 победителей, 8 призеров). Заметим в связи с этим, что вагайцы могли бы претендовать и на большее количество почетных мест, в олимпиаде принимали участие 95 вагайских школьников против, к примеру, 18 тукузцев.

Как заверяет «РГ», дополнительным стимулом для выявления одаренных, способных школьников станут субсидии, гранты для тех, кто работает с ними, а для самих талантов в смете будут предусмотрены специальные средства для их поощрения за успехи.

Ишмухамет ГАЙСИН

(По материалам, представленным управлением образования)