Медиакарта
23:18 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Учитель нового поколения

Случайные люди среди учителей встречаются редко. В основном в школах работают по призванию, специалисты, увлеченные своим делом и искренне преданные ему. А молодого учителя из Демьянской средней школы Наргизу Ахметовну Коскину можно назвать учителем нового поколения.

Выросла Наргиза в деревне Нижние Аремзяны, а село Демьянское стало ее второй родиной. Переезд сюда дался легко, вдохнул новые силы, породил новые желания и надежды.

Она закончила Тобольский педагогический институт и стала учителем русского языка и литературы. После института работала в одном из сургутских колледжей, однако ребята приходили туда прежде всего получать профессию, поэтому, как с сожалением вспоминает она, русский язык и литература были для них второстепенными предметами.

Чтобы расти в профессии, по мнению Н.А. Коскиной, нужно хорошо ее знать и быть уверенным в своей компетенции. Конечно, и опыт недооценивать нельзя, ведь после окончания института в школы зачастую идут «зеленые» специалисты. Такие учителя еще много и долго учатся и приобретают необходимый опыт в процессе работы. Наргиза Ахметовна видит, что, чем дольше она работает в школе, тем больше задач ставит перед собой и лучше распоряжается своим временем, талантами и силами.

Сейчас Н.А. Коскина продолжает обучение в аспирантуре. В качестве темы диссертации выбрала изучение синтаксиса и морфологии на основе сохранившихся лечебников и травников - книг-сборников сведений о различных болезнях XVII-XVIII веков. Останавливаться на достигнутом не хочется, и потому, как она сама признается, продолжает учебу.

Когда я задала вопрос о том, какими качествами должен обладать учитель, первое, что она назвала - это любовь к людям в целом, а к детям - особенно. Молодая учительница часто ловит себя на мысли, что при встрече с малышом ей хочется его обнять, прижать к себе, и не имеет значения, чужой это ребенок или свой. Сама Наргиза Ахметовна тоже мама, но говорит, что не видит различий в любви к своему ребенку и к детям в школе. Она любит детей независимо от того, большие они или маленькие, шумные или молчаливые, смешливые или задумчивые, а этому, как известно, в институтах не учат. «Знаете, я вот анализирую себя и понимаю, что моя любовь к детям выражается естественно и непринужденно», - улыбается Наргиза Ахметовна. Ей веришь, потому что она сама, как ребенок, впечатлительная и любознательная.

С большим воодушевлением Н.А. Коскина рассказывает о своей школьной жизни, труде учителя и завуча по воспитательной работе. Эту должность ей предложили спустя год после окончания института, и поначалу были некоторые сомнения, а потом просто пришло ощущение, что справится. На тот момент опыта было явно недостаточно, но ее поддержала мама, которая всю жизнь проработала в школе.

«Когда общаешься с ребятами, - говорит Наргиза Ахметовна, - заряжаешься от них какой-то энергией. Когда ты им что-то объяснил, что-то донес, когда есть какой-то положительный результат, от этого становится приятно. Радуют в таком случае не столько большие, сколько маленькие победы».

Помимо профильного образования и любви к своему делу, по мнению Н.А. Коскиной, учителю необходим личный опыт, ведь посадить детей на «сухой паек» из теории неэффективно. Она заметила, что, когда иллюстрирует новый материал примерами из жизни, например, когда неправильное употребление слова приводило к курьезным ситуациям, это повышает результат занятий. Имея небольшой опыт преподавания, она не боится экспериментировать и придумывать новое, тяготеет к использованию на уроках нестандартных методов: например, когда ребенок выступает в роли учителя, объясняя какую-либо тему своим одноклассникам, или когда идет работа в парах и дети проверяют друг друга, или когда весь класс проверяет одного ученика. На ее уроках ребята не только приобретают знания по русскому языку, но и учатся общаться, дружить и быть ответственными за себя и своих товарищей. Сама же Наргиза Ахметовна относит себя к учителям, которые считают свой предмет самым важным, поэтому прививает детям любовь к родному языку, русской культуре и стремление их освоить.

Н.А. Коскина согласна с тем, что развитие социальных сетей и общения онлайн повлияло на грамотность молодежи. Те, кто активно общается в социальных сетях, используют так называемый «албанский» язык. Как учитель русского языка она видит, что этот язык из Интернета перекочевывает в школьные тетрадки. Сейчас таким языком в сети активно пользуются люди разных возрастов, поэтому рано или поздно любой сталкивается с непривычным написанием слов: вместо «автор» - «аффтар», вместо «под столом» - «паццталом» и так далее.

Конечно, подростки в разные периоды взросления используют свою лексику, понятную порой только им, однако знать литературный русский язык и его нормы нужно обязательно. В связи с этим преподавателям в школе приходится переучивать детей, что значительно сложнее, чем учить «с нуля».

Живя в селе, Наргиза Ахметовна встречается со своими учениками и во внеурочное время. В школе ее задача - дать детям знания и помочь в их усвоении, вне школы хочется просто поговорить со своими подопечными и как-то разнообразить их досуг. Однако учитель, по ее мнению, всегда и везде должен оставаться учителем и наставником: в школе, во дворе, в магазине.

Когда смотришь на эту улыбчивую девушку, понимаешь, что она скорее всего призвана стать другом, помощником для своих учеников, чем безусловным и непререкаемым авторитетом. Таким ли должен быть учитель сейчас? Время покажет, когда ее ученики станут выпускниками и смогут оценить свою и ее работу.

Еще будучи школьницей, Наргиза сразу определила, что видит себя либо журналистом, либо специалистом в такой области, где будет много общения с людьми и личных контактов. По ее мнению, живое общение заменить невозможно, хотя в наш век компьютеризации и Интернета только ленивый не пробовал звонить по скайпу.

Если говорить об ошибках, то, конечно, от них никто не застрахован. Наргиза Ахметова, как человек ответственный и требовательный, тяжело переживает свои промахи и думает, что признать неправоту - это полдела, необходимо обязательно исправить ошибку или хотя бы попытаться разрешить конфликтную ситуацию. Разговаривая с этой молодой учительницей, радостно ощущать, что с детьми в школах работают любящие свое дело, талантливые и вдохновленные первыми успехами педагоги. А как много будет сделано доброго для людей и школы, покажет время.

Фото Александра ДЕНИСОВА

Автор: Наталья БОРОДИНОВА