Медиакарта
21:52 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Итоги проведенного в школах района исследования

По заданию департамента образования в нашем районе, как и в других территориях области, в апреле т.г. независимыми экспертами, специалистами управлений образования, социальной защиты населения, молодежной политики, членами комиссии по делам несовершеннолетних, по сути, впервые сделана попытка проанализировать состояние реальной, но скрытой, незарегистрированной части фактически совершенных преступлений среди школьников, так называемой, латентной преступности.

Речь идет о фактах насилия, в том числе психологического, издевательства среди школьников и по отношению к ним.

Учащимся 5 – 11 классов всех школ района было предложено ответить на серию вопросов, анализ которых позволял выявить состояние воспитательной среды в каждой из них, уровень профилактической работы, направленной на предупреждение жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Обработка же полученной информации проводилась специалистами департамента образования. Результаты этого контроля оказались весьма любопытными.

Всего, таким образом, обследовали 1158 человек, в том числе учащихся 5-7 классов – 527, 8 – 11 классов – 631.

«Был ли ты свидетелем жестокости среди школьников (драки, избиения, издевательства)? Если да, то где это происходило?» - так был сформулирован первый вопрос.

Оказалось, что треть учащихся 5 – 7 классов школ района были свидетелями, причем 14% из этого количества детей подобные факты наблюдали в школе (по области – 12%). Среди учащихся 8 – 11 классов каждый четвертый имел возможность наблюдать сцену жестокости, причем 7% из них происходили в школе (что на уровне областного показателя). А вот школьники 5 – 7 классов Карагайской, Аксурской, Куларовской и учащиеся 8 – 11 классов Абаульской, Аксурской, Второвагайской в числе свидетелей издевательств по отношению к детям не были ни в школе, ни в населенном пункте. Это достаточно весомый аргумент в пользу уровня постановки воспитательной работы и микроклимата в школе.

В рейтинге доверия («Кому ты мог бы рассказать об этом?» - это следующий вопрос), к сожалению, педагоги только на третьем месте после родителей и друзей. Степень доверия к учителям среди учащихся 8 – 11 классов составляет всего 8%, среди учащихся 5 – 7 классов – чуть больше, 17%, что, вероятно, обусловлено психологическими особенностями младших подростков. Огорчает в ответах на этот вопрос то, что для большинства педагоги не являются теми людьми, которым они могли бы доверить свои внутренние переживания.

Почти пятая часть школьников 8 – 11 классов (23%) утверждает, что они подвергались психологическому насилию (по области 20%), из них половина (11%) разного рода унижения испытала в школе. Психологическое насилие претерпели школьники Ушаковской, Куларовской, Супринской, Комсомольской, Казанской, Черноковской, Иртышской, Вагайской школ. Причем наиболее неблагоприятная ситуация в Ушаковской и Куларовской школах, где подвергшихся психологическому насилию в процентном отношении почти в 2,5 раза больше среднего показателя по району.

Ответы школьников на вопрос «Чувствуете ли вы себя в школе в безопасности?» свидетельствует в целом о безопасной школьной среде. 84% детей 5 – 7 классов и 90% школьников 8 – 11 классов дали на этот вопрос утвердительный ответ (по области соответственно 85% и 89%). Однако есть ещё 16% пяти – семиклассников и 10% учащихся 8 – 11 классов, которые не чувствуют себя в безопасности, а это каждый шестой из школьников 5 – 7 классов и каждый десятый из 8 – 11 классов. Дискомфортно учащимся 5 – 7 классов Дубровинской (48%!), Вагайской (26%) школ, учащимся 8 – 11 классов Черноковской (20%), Тукузской (19%), Супринской (16%), Дубровинской (15%), Птицкой (14%) и Вагайской (12%) школ (перечислены те школы, в которых средний процент превышен в сравнении со средним районным показателем).

Заметим в заключение, что результаты анкетирования считать абсолютно достоверными было бы некорректно в силу объективных причин: во-первых, нельзя исключить формальное отношение к заполнению анкеты некоторой частью школьников, во-вторых, психологические особенности подросткового возраста (демонстративное поведение, нарушение общепринятых норм и т.д.) также могли сказаться на их ответах. Однако в целом проведенное исследование даёт общее представление о состоянии латентной преступности по каждой школе района, а значит и пищу для размышлений, что может повлечь за собой внесение корректив в свой план работы.

А в целом ситуация вполне благопристойная, относительные показатели изложенной проблемы ничуть не хуже средних областных.

Ишмухамет ГАЙСИН

(По материалам управления образования администрации района)