Медиакарта
5:41 | 19 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Татьянин двор

Татьяна Алексеевна Николаева, которую вы видите на снимке в её дивном саду, создала всю эту красоту на своем приусадебном участке, в деревне Киселевой, что в Куларовском поселении. Глядя на подобное изобилие, не перестаешь удивляться, что при нашем недолгом лете можно, оказывается, вырастить такие крупноплодные яблони, с урожайностью, как на юге. А также и другие диковинки. На высокой навозной грядке, защищенной пленкой от холода, вызревают, как на бахче, под сибирским солнцем арбузы. С тонкой корочкой, сладкие. Да и вся усадьба Николаевых стоит самых хороших отзывов.

Банька, стайка, сарай, дровяник, колодец, гараж - все устроено по-хозяйски. От крылечка до хозпостроек – в две доски тротуар. Под окошком веранды лавочка, выкрашенная под цвет охры. И везде – отменный порядок. Сразу видно: хозяева очень любят свой уголок. И с природой у них согласие.

Жилье, половину просторного двухквартирного дома, получили они от совхоза «Звезда», где Татьяна работала и телятницей, и дояркой. А муж Александр - скотником.

Во второй половине живет тоже бывшая доярка Нина Александровна Антропова. Меж соседями отношения очень добрые, дружные. Это можно понять даже с первого взгляда, подойдя ко крыльцу. По воротцам, что сделаны на границе двух половинок. Чтоб удобней ходить друг к другу, не давая крюка по улице. Подтвердила это и маленькая внучка соседки, прибежав в спешно надетых сапожках (правый на левой, а левый на правой ноге), посмотреть, что за люди в ограде, ведь хозяев - то нет. А дворы, и тот, и другой, - без запоров. И даже без собак – сторожей, что нынче и вовсе редкость.

Впрочем, сами хозяева появились довольно быстро. Оказалось, помогали своему подшефному 82-летнему Андрею Николаевичу Быкову, у которого дети проживают неблизко. Одна дочь на Севере, другая в Тюмени. Дед же трогаться никуда решительно не намерен. Вот и взяли местных помощников, заключив договор с социальной службой района.

Вторая подопечная – Анастасия Анисимовна Титова, 92-х лет. Знаменитая баба Настя, про которую недавно дважды писала наша газета. И вот что примечательно, ни один, ни другой не хотят попускаться живностью. Дедко держит двух поросят, баба Настя – поросенка и курочек.

У самих же Николаевых и коровушка во дворе, и свиней немалое стадо, поскольку из года в год оставляют по четыре свиноматки и по два боровка.

Молодняк, подросший за лето, покрывает с лихвой все допущенные расходы. Мини – ферма дает возможность обеспечить мясом и себя, и родню.

Семья у Николаевых немалая – четверо детей. Правда, все уже взрослые, двое старших – женатые. Проживают в Тобольске.

28-летний Андрей Владимирович Томилов, кандидат физико-математических наук, - преподаватель социально-педагогической академии.

Юрий Александрович Николаев – сотрудник МЧС.

Еще двое Александровичей – на пороге самостоятельной жизни. Елена на днях получила диплом психолога, окончив вышеназванный вуз с отличием.

Сергей – особая гордость папы – перешел на 5-й, последний курс физико-математического факультета академии. И не только отлично учится, но и показывает отличные успехи в спорте. Занял нынче по армейско-рукопашному бою первое место на региональном уровне. О чем свидетельствует грамота, что хранится бережно в папке в домашнем архиве среди прочих ребячьих грамот.

Ну, и надо сказать, цену мяса и молока, и картошки, и фруктов знают все «горожане». Потому что все лето тоже помогают в деревне.

- Лук, морковка, свекла, чеснок, - это все не с купли, свое, не потравленное нитратами, - говорит со знанием дела деревенская огородница.

В прошлом году получили чуть не 40 «котлов» моркови и почти столько же лука.

Накопали тонны картошки. Все было завалено в подполе и под самую крышу в яме.

А «котел» по меркам деревни – это 15 – килограммовое ведро. Единица измерения, которой издавна исчисляется урожай в нашей сельской глубинке.

- Морковь, на себе проверено, дает силу и бодрость, - утверждает Татьяна. – Никаких таблеток не надо, чтоб спастись от того же гриппа.

Дом – невелик, а лежать не велит. Очень точно замечено. А уж если держать хозяйство да такой огород, как у наших героев, общей площадью полгектара, тут не только лежать – разлеживать, тут присесть-то порою некогда. «Целый день, – как юла», - признается Татьяна.

Да и всем работы хватает.

Вон, подходит покос - надо сено Буренке ставить. Тут гараж предстоит доделывать и забор обновить – два пролета ремонта требуют.

Прошлогодний пожар натворил на усадьбе дел. Спалил баню и стайку. Уничтожил часть сада. Ладно, дом еще отстояли. Натерпелись страху тогда.

А каких затрат это стоило – восстанавливать все по – новой, покупать материалы, лес. Сын Андрей старался все лето, он природный плотник – столяр – это дедовы гены. Отчим был на подхвате. Помогали Сергей и Юрий. Приезжали друзья из деревни Томиловой, откуда Татьяна родом. В лето сделали все постройки.

А теперь черед – за забором.

Непосредственный сельский люд задает порою вопросы, не сказать что корректные. И откуда, мол, у тебя, Татьяна, ребятишки такие умные? Имея в виду, что сами-то родители с неба звезд не хватают. У обоих детство сиротское. У обоих – детдом. Специальности –никакой.

Александр – выпускник вспомогательной школы. Он и сам признается, что учился через пень-колоду. Нередко сбегал с уроков и отсиживался на чердаке. Пока не попал в руки Глебенко Виктора Александровича, который вел в Куларовской школе – интернате труды. Тот сумел приструнить непослушного школяра и увлечь его ремеслом. Научил владеть топором и другими столярными инструментами.

Посадил с собой и на технику. И теперь вот - пожалуйста – есть водительские права, немудреный транспорт имеется, - «москвичонок». Но безотказный.

Другой неравнодушный человек, завуч этой же школы, а затем совхозный парторг Василий Пантелеймонович Балуев выхлопотал семье Николаевых квартиру. В только что построенном доме.

- И это в самый нелегкий период для нас, - признается Татьяна, - когда мы оба были без надежного угла, а я – брошенка и с ребенком. Но сюда, в Киселеву, мы приехали с Сашей уже общей семьей.

Киселева тогда считалась перспективной деревней. Здесь росли дома для совхозников. Появился новый медпункт. Была школа начальная. Магазин неплохой. Обновлялись животноводческие дворы. У людей был стимул работать, потому что за труд платили соответствующую зарплату. И Татьяна с мужем старались коллектив свой не подводить. Киселевская ферма по надоям, производству мяса, по зерну - по всем показателям никогда не была в последних.

До сих пор «совхозный народ» не смирился с реформами. Жалеют свою ферму и Николаевы, тяжело пережившие этот кризис и безработицу.

В соцработники же Татьяну убедил пойти все тот же В.П. Балуев, который ныне возглавляет ветеранскую «первичку». Соцработа дает возможность нарабатывать стаж, а подворье, увы, хоть и дело весьма полезное, но вот стажа не добавляет, если оно не зарегистрировано как крестьянско-фермерское хозяйство.

Изменилась деревня. Нет привычного производства, нет привычного коллектива, а привычка советская - помогать друг другу – осталась.

Дом семьи Николаевых стал с каких-то пор для селян своего рода «красным уголком». Сюда тянутся все, кто работал с Татьяной, - пообщаться, поговорить, попросить о срочной услуге, например, что-нибудь купить, когда та поедет в райцентр.

Сюда почта завозится. А потом газеты и письма почтальонка из села Куларовское, что обслуживает округу, их разносит по адресам.

«Татьяна Алексеевна – очень хорошая мать и хозяйка. Аккуратистка. Если признать, что ум и талант даются человеку свыше, то воспитание – это только от родителей.

В семье Николаевых – главный стержень, душа всего – это мама и только мама. Человек очень солнечный, нескупой на добро и ласку», - такую характеристику нашей героине дает старейшая учительница Куларовской школы, а ныне пенсионерка Галина Николаевна Долгарева, что была когда – то классной руководительницей её сына Андрея.

Потому и дети такие, что росли – вырастали в атмосфере теплого дома.

Пожелаем же счастья всей большой семье Николаевых. Трудовых успехов в делах. Чтоб цвести их пышному саду, зеленеть огороду и не быть пустому двору.

А еще – чтобы дом звенел голосами детей и внуков.

Любовь Баканина

Фото Зиннура Чанбаева