«Что такое милосердие?» – с этого вопроса начался внеклассный урок в шестом классе школы №2. Его проводила председатель Голышмановского отделения Всероссийского общества инвалидов Н.П. Зарубина. И речь на уроке шла о проблемах людей с ограниченными возможностями в здоровье. Не случаен и первый вопрос о милосердии. Дети сами находили ответы на вопросы Натальи Петровны, и надо было наблюдать, как меняется отношение подростков к больным людям.
Милосердие – «милость сердца», «доброе сердце», «жалость и желание помочь нуждающемуся в помощи» – такие ответы дали дети. Следующий вопрос: «Как вы относитесь к инвалидам?» – поставил всех в тупик – прозвучало категоричное: «Плохо». Стали разбираться – почему такое отношение.
Весь урок был направлен на то, чтобы заинтересовать ребят, заставить задуматься, проявить свои лучшие душевные качества. Цветные карточки у каждого подростка на школьных партах. «Да» – оранжевый, «нет» – жёлтый. Вопросы звучали самые простые: любите ли вы играть в футбол, танцевать, есть мороженое, мыть посуду. Постепенно вопросы усложнялись – кто считается инвалидом, в каких случаях человек может потерять здоровье и стать инвалидом. У многих ребят, оказалось, есть знакомые или родственники с отклонениями в здоровье, и они активно включились в разговор, а в воздух взлетали разноцветные карточки. «Да» – есть такие знакомые, «да» – им нужно помогать и поддерживать, «да» – нужно беречь здоровье.
Очень помогли ребятам проявить милосердие и сострадание ролевые игры, которые предложила Наталья Петровна. Выходят к доске Володя и Артём. Володя с закрытыми глазами должен нарисовать дом, кошку. Артём в это время наблюдает. Что чувствовал каждый из них в это время, рассказали. Володя испытал растерянность, дискомфорт, неуверенность. У его товарища было желание броситься на помощь, взять за руку, повести за собой. Другая пара – Наташа и Таня. В их случае Наташа попробовала надеть куртку, пользуясь только одной рукой. Было неудобно это делать, и Тане тоже очень хотелось помочь однокласснице. Максим прикрыл уши, а Виталий пытался жестами объяснить другу, что нужно взять со стола ключи. Ребята будто «примерили» на себя нелёгкую жизнь людей с ограниченными возможностями, на собственном опыте попытались ощутить, сколько проблем испытывают инвалиды в быту, на улице, среди здоровых людей. Активно обсуждали шестиклассники, в какие учреждения в посёлке есть свободный доступ для инвалидов-колясочников, где могут работать люди с ограничениями в здоровье. Вспомнили сказку «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя растратила шесть лепестков волшебного цветка бесцельно. И только седьмой использовала во благо – помогла мальчику, который не мог ходить. Если бы и в жизни были такие цветы! В реальности же инвалидам приходится много трудиться, чтобы найти своё место в жизни, проявить способности, знания, таланты, реабилитировать себя в обществе.
К концу разговора школьники задумались о своём отношении к людям с отклонениями, недостатками в здоровье. Примеры приводили сами. Человек может стать инвалидом в аварии, в драке, во время прохождения службы в горячих точках, поэтому каждому нужно быть осторожным на дорогах, в быту, выполнять несложные правила безопасности. Задумались ребята, когда Н.П. Зарубина предложила написать письмо ребёнку-инвалиду. У нас в районе более ста ребят с отклонениями в здоровье. Вместе с ребятами писали письма организатор школы Л.М. Журидова и классный руководитель И.В. Скареднова. «Дорогой друг! Я рада за тебя, что тебя окружают добрые люди, которые могут прийти на помощь – твои близкие. Я тоже хочу быть твоим другом. Вот мой адрес...» – это строки из одного письма.
Такие уроки милосердия и взаимопонимания руководитель ВОИ планирует проводить и в других школах.
Любовь АЛЕКСЕЕВА