Медиакарта
17:26 | 13 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Ученики помогли мне поверить в себя»

«Ученики помогли мне поверить в себя»
08:33 | 01 августа 2012
Источник: Трудовое знамя

Нина Алексеевна Анохина почти тридцать пять лет работает педагогом, преподаёт русский язык и литературу. Усовские школьники с удовольствием идут к ней на занятия, потому что знают: сегодня обязательно будет что-то интересное…… Мечта быть учителем у некоторых с раннего детства, многие продолжают семейную династию. Кто-то внезапно, вдруг, сиюминутно влюбляется в эту профессию. И каждый, кто решил служить педагогике, должен быть точно уверен в том, что он справится.

– Моя тётя – Мария Алексеевна Конопкина – являлась для меня наставницей, ярким примером. Сейчас я и мои сёстры работаем учителями. Вот такая сложилась династия. А поверить в то, что смогу, справлюсь, мне помогли мои первые ученики, – рассказывает Нина Алексеевна.

…За окном о чём-то щебечут птицы. Раннее солнце скользит по школьным окнам. На уроке тихо-тихо. Ребята старательно выполняют очередное упражнение по русскому языку. Буковки аккуратно ложатся на строчках, рождая слова. Богат и могуч русский язык. Сколько в нём тайн, интересных загадок, которые заставляют думать, рассуждать, мыслить. «Очень сложный наш язык, в совершенстве его не знает никто», – вспомнилась фраза, услышанная несколько лет назад. Может, этот человек и прав. Хотя, если любишь предмет, будешь стремиться к его большему познанию.

– Литература, русский язык всегда для меня были любимыми уроками в школе. И сейчас, когда я уже много лет сама стою у школьной доски в качестве преподавателя, я ещё больше влюбляюсь в свою профессию, – отмечает Н.А.Анохина.

Она родилась в маленькой деревне Покровка. Когда девочке Нине исполнилось шесть лет, их семья переехала в Усово. Это село стало для неё малой родиной, тем местом, которое так дорого и близко сердцу. – После школы окончила филологический факультет Ишимского педагогического института. Начинала работать в родной Покровке. А затем пришла в Усовскую среднюю школу. Здесь тружусь до сих пор, – улыбаясь, говорит учитель.

Каждый раз, приходя первого сентября в знакомое здание, Нина Алексеевна испытывает ни с чем не сравнимое чувство радости. Трепетно, волнительно! Ведь начинается новый учебный год, а, значит, будут новые открытия, ученики, всех ждёт много разных побед, успехов, взлётов.

– За то время, что я работаю в школе, у меня было семь выпусков. Начинаю учить ребят с пятого класса и веду их до одиннадцатого. При мне они раскрываются как личности, взрослеют. Это интересно. А вот когда передо мной стоят уже выпускники, всегда грустно с ними расставаться, словно с родными детьми, – рассуждает Нина Алексеевна.

…Когда ребёнок приходит в первый класс, он немного растерян, смущён. Учитель помогает ему освоиться, почувствовать себя в школьном мире раскованно, свободно, даёт возможность реализовать свои способности, таланты. Словно из пластилина педагог «лепит» характер детей. А когда ребятки приходят в среднее звено, «ювелирную лепку» продолжают предметники и классный руководитель. Нужно не упустить ничего важного, сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя личностью, знал, что он умный, что многое может, необходимо стимулировать подростка для дальнейших свершений.

– Мне нравится работать с детьми. Стараюсь помогать им добиваться успехов, поддерживаю в неудачах, подбадриваю. Мы понимаем друг друга, поэтому наше сотрудничество плодотворное, – высказывает мнение моя собеседница.

Н.А.Анохина уже не один раз проходила с ребятами важный этап в их школьной жизни – Единый государственный экзамен. И результаты были хорошие. Главное, тщательно подготовиться и настроить школьников на то, что ЕГЭ – это не страшно, если ты пришёл на аттестацию с богатым багажом знаний.

– Сейчас для нас доступны различные информационные источники: Интернет, электронные учебные пособия. Для подготовки есть много материалов. Нужно отнноситься к экзаменам серьёзно, знать, что от их итогов зависит поступление в то учебное заведение, где выпускник хочет получить любимую профессию, – говорит учитель и добавляет, – молодёжь быстрее освоила технические новинки в образовании. Для них компьютеры, мультимедийные установки, интерактивные доски – обычная школьная атмосфера. Нам, педагогам-стажистам, что и говорить, было немного сложнее. А сейчас уже и мы с такой техникой на «ты». Занятия проходят намного интереснее, большой уклон делается на самостоятельную добычу знаний, что позволяет ребятам развивать логическое мышление, внимание.

…В большинстве усовских окнах уже погас свет. На дворе стоит ночь. Н.А.Анохина склонилась над стопкой школьных тетрадей. Нужно обязательно успеть проверить детские работы, чтобы завтра сказать подросткам результат, вместе проанализировать ошибки, постараться выяснить причины неточностей. «Так…ещё раз пролистаем планы уроков… Всё готово к очередным занятиям…» – учитель подводит итог своей поздней работы. – Конечно, мы руководствуемся планами. Но часто во время урока возникают такие ситуации, что от намеченного отступаешь, отходишь. Почему? Иногда любознательные ребята задают интересные и даже каверзные вопросы, нужно быстро сориентироваться и ответить. И сразу же начинается диспут, бурные обсуждения. Вот в такой момент и рождается истина. Мы с ребятишками удовлетворённо находим на всё объяснение, это интересно, – рассказывает учитель.

Каждый преподаватель в беседе непременно что-то говорит о своём предмете. Нина Алексеевна высказала такие мысли:

– Литература – это нравственное воспитание личности. А не знать русский язык – значит, чувствовать себя словно обнажённым в толпе.

В этом году Н.А.Анохина отметила красивый юбилей.

– Наверное, нужно уступать место молодым и уходить на заслуженный отдых, – смущённо говорит она. Вот только получится ли? Во-первых, ещё один год остался у её ребят до выпускного класса. Жалко просто так всё бросить и уйти. Во-вторых, отпустит ли профессия? Столько лет привычным шагом идти по знакомым коридорам, встречать улыбкой любимых учеников, радоваться очередным пятёркам в их тетрадях… Всё это становится неотъемлемой частью жизни. И так сложно от всего оказаться.

Фото Алексея ШАЦКИХ

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО