Профессиональная деятельность финансовых работников всегда связана с движением денежных средств. Несмотря на то, что в организациях, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, процесс составления распоряжения на перечисление денежных средств максимально автоматизирован, его заполнение требует определенной внимательности, так как полностью исключить ошибки в составлении документов при автоматизации невозможно. Казалось бы, что сложного – оформить распоряжение, тем более, что форма документа постоянна. Но ошибки у наших клиентов все равно случаются.
Хорошо, если получается вычислить ошибку до того момента, как банк выполнил поручение, тогда еще есть возможность отозвать платеж или уточнить его. Во всех других случаях уточнение реквизитов платежных документов ранее приводило к увеличению документооборота между территориальными органами Федерального казначейства и банком-получателем средств, между территориальными органами Федерального казначейства и организацией - отправителем средств. В связи с этим возникла необходимость создания инструмента обеспечения дополнительной переписки по уточнению содержания платежных документов.
В расчетной системе Банка России такой инструмент до августа 2011 года практически отсутствовал. Запросы и уточнения по платежным документам пересылались в большинстве случаев по факсу или почтовой связью, то есть по независимым от расчетной системы Банка России каналам связи. Такая пересылка характеризовалась высокой трудоемкостью и низкой оперативностью. Система обмена электронными служебно-информационными сообщениями по уточнению реквизитов платежных документов реализована Банком России в августе 2011 г. В УФК по Тюменской области система по уточнению содержания платежных документов введена с 13.08.2012.
В настоящее время в соответствии с Положением Банка России от 24.09.2020 № 732-П «О платежной системе Банка России», а также Положением Банка России от 29.06.2021 №762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», в случае невозможности зачисления средств по каким-либо причинам на счет получателя, банки получателей денежных средств направляют через систему электронных платежей в адрес УФК по Тюменской области служебно-информационное сообщение по уточнению реквизитов платежных документов (ED243 «Запрос на получение информации по ЭПД участника» (далее - ED243). УФК по Тюменской области передает данную информацию клиентам для последующего оформления ED244 «Ответ на запрос участника» (далее - ED244). ED243 и ED244 представляют собой строго формализованные сообщения, предназначенные для уточнения различных реквизитов платежных поручений.
Обмен электронными сообщениями с клиентами осуществляется посредством системы удаленного финансового документооборота (ППО «АСФК (СУФД)») и ГИИС «Электронный бюджет».
С момента введения указанной системы сообщения ED243 и ED244 оказались весьма эффективным инструментом. Сократилось время уточнения реквизитов распоряжений клиентов, снизился документооборот, и, самое главное, денежные средства своевременно поступают на счета получателей средств!
Своевременно оформляйте и направляйте в адрес УФК по Тюменской области запрашиваемую информацию об уточнении реквизитов получателей денежных средств!
Донскова Валерия Александровна, заместитель начальника операционного отдела УФК по Тюменской области