Внедрение цифровых и информационных технологий в экономику страны оказывает влияние, в том числе и на трансформацию государственного (муниципального) финансового контроля, что позволяет наиболее эффективно осуществлять финансовый контроль, т.к. снижаются затраты временных, финансовых и кадровых ресурсов, минимизируется уровень погрешности в полученных результатах контроля и повышается степень точности и объективности.
В статье рассмотрены этапы внедрения, а также осуществление бизнес-процессов в Управлении Федерального казначейства по Тюменской области (далее – УФК по Тюменской области) в Подсистеме финансового контроля – Аналитические полномочия (далее – ПФК-АП), являющейся одной из базовых подсистем государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
ПФК-АП разработана в целях автоматизации функциональности по сбору, обобщению и обеспечению реализации полномочий Федерального казначейства по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств (далее – ГАБС) внутреннего финансового аудита (далее – ВФА) и анализа исполнения бюджетных полномочий органами государственного (муниципального) финансового контроля (далее – ОГ(М)ФК), являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Анализ осуществления ГАБС ВФА.
В соответствии с Методикой проведения анализа осуществления ГАБС ВФА, утвержденной приказом Минфина России от 27.12.2019 № 1657, анализ состоит из нескольких этапов:
- мониторинг и анкетирование ГАБС;
- планирование и проведение аналитических мероприятий;
- составление и представление информации по результатам аналитического мероприятия.
С 1 января 2024 года проведение анализа осуществляется с использованием ПФК-АП. Для обеспечения возможности работы ГАБС в ПФК-АП в декабре 2023 года УФК по Тюменской области проведена кампания по подключению 596 пользователей от 393 ГАБС на территории Тюменской области.
В феврале 2024 года УФК по Тюменской области направлено в адрес ГАБС 393 запроса об организации и осуществлении ВФА, с последующим информированием респондентов о необходимости заполнения анкет и представления документов в ПФК-АП, а также оказанием консультационной помощи по работе в данной подсистеме.
Представленные анкеты с приложением документов подлежали изучению и анализу со стороны УФК по Тюменской области. Анкеты с некорректными данными, а также в случае непредставления или представления в неполном объеме документов, подлежали возврату в ПФК-АП в адрес ГАБС с указанием соответствующих причин.
Полученная информация по результатам анкетирования подлежит обобщению и анализу, с последующим информированием в Минфин России о проблемных вопросах и лучших практиках осуществления ВФА во всех субъектах Российской Федерации.
Анализ исполнения бюджетных полномочий ОГ(М)ФК.
Проведение анализа исполнения бюджетных полномочий ОГ(М)ФК (далее Анализ ИБП) регламентировано Порядком проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий ОГ(М)ФК, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), утвержденным приказом Минфин России от 15.08.2023 № 134н.
УФК по Тюменской области в 2023 году проведен мониторинг ОГ(М)ФК путем направления 300 запросов информации об органах контроля и главных администраторах бюджетных средств. Представляемая информация подлежала сбору и анализу с последующим отражением в ПФК-АП. По результатам мониторинга ОГ(М)ФК в ПФК-АП формировался актуальный по состоянию на 1 октября Перечень ОГ(М)ФК в ПФК-АП.
С 1 января 2024 года этапы по планированию, проведению, оформлению результатов проведенного Анализа ИБП, составлению и представлению отчетности по результатам Анализа ИБП реализованы и осуществлялись в ПФК-АП.
УФК по Тюменской области с начала 2024 года и по сегодняшний день успешно осуществляется Анализ ИБП с использованием ПФК-АП в тесном взаимодействии с органами контроля. По состоянию на 1 августа УФК по Тюменской области проведено 3 Анализа ИБП, по результатам проведенного анализа направлены заключения в адрес органов контроля.
Формирование ежеквартальной отчетности по результатам Анализа ИБП также осуществляется УФК по Тюменской области в ПФК-АП с последующим представлением в контрольно-аналитическое управление в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства.
Безусловно, работа в ПФК-АП имеет ряд положительных моментов, заменяя огромный «бумажный» труд.
Во-первых, значительно сокращается время на подготовку документов, направление запросов и получение ответов.
Во-вторых, обработка и свод больших объемов информации осуществляется по большей степени в автоматическом режиме, что значительно упрощает работу специалиста.
В-третьих, формирование и предоставление отчетности осуществляется автоматически на основе имеющейся в базе ПФК-АП информации, что в конечном итоге приводит к минимизации ошибок и опечаток в отчетных формах.
В заключении хотелось бы отметить, что переход на работу в ПФК-АП позволяет существенно упростить и ускорить множество задач и бизнес-процессов, что, в свою очередь, приведет к возможности увеличения охватываемого объема анализируемой информации, выявлению и минимизации рискоемких направлений.
Заместитель начальника отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Тюменской области
Куцуров Александр Фотьевич