Медиакарта
10:50 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Правила жизни доктора Межникова

Правила жизни доктора Межникова
11:17 | 14 сентября 2012

С началом осени мы возобновляем цикл «Правила жизни». Это истории наших земляков, рассказанные от первого лица. Ястребов, Фольц, Калинин, Шайдаров, Гунин – они вспоминали прошлое, говорили о настоящем, заглядывали в будущее. Разные судьбы, разные профессии, но одна общая история – история жизни и трудовой деятельности в Ярковском районе. Герман Филиппович межников на разговор согласился не сразу. В своей почти пятидесятилетней работе хирургом в Ярковской больнице он не видит ничего особенного. На каждую историю вылеченного пациента он ответит кратким – такая работа. Но вряд ли в районе найдется человек, не знающий доктора межникова. И наверное мало кто из его сегодняшних пациентов может предположить, что в этом году Герману Филипповичу исполнилось семьдесят пять лет.

РОДИНА

Я родился в ижевске, но детство прошло в небольшом поселке Ува, в девяноста километрах от столицы Удмуртии. Мой отец преподавал в пединституте, но перед войной его выслали из города – видимо, чем-то не угодил руководству - и мы стали жить в деревне. Отец не был партийным. еще в ижевске он всегда возил своих студентов по Союзу на экскурсии. А это ведь тоже может восприниматься как некое вольнодумство. Как-то я был в Саратове и в музее Пушкина увидел запись в книге посещений, сделанную отцом еще до войны.

В армию его призвали в ноябре 1940 года. Мне хоть и было тогда три года, но, как уходил отец, помню. А в сентябре 41-го пришла бумага – пропал без вести. Уже позже, после наших поисков и запросов, мы узнали от одного фронтовика, что отец служил в артиллерийском полку и 19 июня 1941-го с группой бойцов отправился в деревню за лошадьми. Было это возле литовского города Лида. Ушли они без оружия, до начала войны оставалось три дня. Что там произошло, теперь уже никто не скажет.

ЯРКОВО

В Ярковский район я приехал в 1965 году сразу после окончания ижевского мединститута. Сначала прибыл в Тюмень, там главный врач больницы из Кула-ково предлагает – давай ко мне, нам хирург нужен. Рядом с городом, поработаешь два-три года, потом в Тюмень переедешь. Я уж было согласился. Там же случайно встретился с главным врачом из Ярково. Разговорились. и как-то он меня убедил, решил я вдруг ехать к нему. едем, едем, я уж спрашиваю – куда ты меня везешь? Настоящая глушь, бездорожье. Сюда приехал – это невозможно. Кругом грязь, без сапог из дому не выйти. В селе – ни одного кирпичного здания. Поселили меня в домик на Льва Толстого, обустроился и начал работать.

Поликлиника стояла на этом же месте, но условия работы были, конечно, тяжелые. Утром в кабинет протискиваешься: коридоры узкие, а народу битком. В районе находились леспромхозы, травмы и переломы случались регулярно. Отделение было на сорок коек и всегда переполнено. Нагрузка выпадала большая. Как отдыхали? Я после работы просто шел на Тобол и сидел на берегу в природной тишине. Был период – думаю, все, хватит, надо уезжать. Однажды ведь практически получилось. Гостил у родственников в Набережных Челнах. Они – оставайся, получишь работу в больнице при заводе – КамАЗ тогда гремел на всю страну. Я пошел в отдел кадров узнать, что и как. Больница новая, занимает целый квартал, естественно, укомплектована современнейшим оборудованием. Захожу к главному врачу. Начал ему объяснять, откуда приехал. Он меня перебивает: «Да что ты мне рассказываешь, я сам с Омутинки». Поговорили, предложил он мне поработать в скорой помощи, с квартирой пообещал решить вопрос. В общем, договорился, поехал в Ярково увольняться, да не смог. Просто не могу уехать и все. Так и работаю здесь сорок семь лет.

ПРОФЕССИЯ

Конечно, большую профессиональную помощь мне всегда оказывали коллеги. Шаповалов, Пономарева – люди старшего поколения должны помнить этих замечательных врачей-хирургов. Говорят, многое приходит с опытом. В нашей специальности это особенно верно. Когда стоишь за операционным столом, надо отключать все посторонние мысли, эмоции, переживания. Бывает ведь, и семь часов стоишь. и все это время – полная концентрация на том, что ты делаешь. Этому невозможно научить, только практика. С годами изменился и характер травм. Сегодня все больше пациентов поступает после ДТП. А это и переломы, и черепно-мозговые травмы. Часто люди едут в городские больницы, но не всегда это гарантирует лучшее лечение, чем у нас.

Хотя, конечно, у нас в районе многого еще не хватает. Реформа здравоохранения – это отдельный разговор, и здесь у каждого будет свое мнение. К примеру, в Америке, где качество медицины -одно из лучших в мире, нет поликлиник в небольших селах, как у нас. Это очень дорого для бюджета. Там, если человек заболел, его садят в автомобиль и везут в ближайшую больницу, где есть все. Дороги-то есть везде, да и машины у каждой семьи. Там нет диспансеризаций, но полис работающего человека реально обеспечен качественным медицинским обслуживанием. Человек приходит в поликлинику и тратит максимум два часа, чтобы сдать все анализы, получить результаты и услышать рекомендации доктора. Надеюсь, и мы к этому придем. Сегодня везде превалирует экономика, это надо признать и учиться работать в таких условиях. То, что вы говорите, всегда очередь в хирургический кабинет, но посмотрите на ситуацию по-другому. Приносят детей плачущих, приходят люди с переломами – не все могут сидеть и ждать, приходится принимать вне очереди. Что тут поделаешь?

В Ярково выросли дети, здесь уже давно все знакомо, поэтому, конечно, это моя вторая родина. Да и отпуск я всегда с большим удовольствием проводил здесь, чем где-то на юге. Так что о том, что когда-то не уехал, я не жалею.

Автор: Евгений Земеров