Медиакарта
0:40 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

По ту сторону кинопроектора

23:08 | 19 ноября 2012

Сергей Тарасенко чем-то похож на английского актера Майкла Фассбендера. То же спокойное достоинство и несуетность, та же сфера деятельности – кино. Правда, Тарасенко находится по другую сторону экрана. Старшему киномеханику мультиплекса «СИНЕМА ПАРК DeLuxe» никто никогда не говорил о его сходстве с Фассбендером. Потому что даже самый искушенный кинозритель, если он ходит на все премьеры в «Гудвине», вряд ли хоть раз встречал в шумной толпе этого невидимого работника индустрии – только темный силуэт мелькнет в смотровом окошке проекционной, да и то надо оглядываться, отвлекаться от экрана... Из кинопроекционной в форме буквы «Г» под самой крышей торгового центра одновременно идет трансляция во все десять залов мультиплекса. Здесь полумрак и гул вентиляции. Мигают лампочками проекторы и звуковые процессоры, в дальнем углу тихонько трещит пленка. – Пленочная техника у нас остались только для двух залов, – говорит Тарасенко. – Специально для тех режиссеров, что продолжают снимать на пленку, а также для проведения всяких заказных мероприятий. Вообще же, скоро все кинотеатры сети «СИНЕМА ПАРК» перейдут на «цифру». С ней удобнее работать. В смену с десятью проекторами спокойно управляются два человека. Рабочий день в кинотеатре начинается в 8 часов. Пока в зале уборка, механики проверяют технику. Позже компьютеры сами начнут транслировать фильмы по заранее составленному расписанию, а механикам предстоит смотреть, зажегся ли экран, пошел ли звук, в конце сеанса – убедиться, что все выключилось. Коллега Тарасенко механик Александр Шилин говорит: – Я практически перестал смотреть новинки. Семью приведу, усажу, самому смотреть – не интересно. Нахватаешься первых и последних кадров, и в кино потом идти нет смысла. Сергей Тарасенко успевает еще оценить яркость и цветность картинки: в прошлом фотограф, на изображение он смотрит с профессиональной точки зрения, и, как и у других фотографов, у него, конечно, есть свои предпочтения в вечном споре двух носителей. – Кто-то видит отличия и не собирается отходить от пленки, – рассуждает Сергей. – Кто-то считает, что удобство работы с «цифрой» искупает недостатки картинки, а для зрителей, наверное, вообще нет никакой разницы. По его мнению, максимально к «пленочному» изображению приблизилась система IMAX – пара проекторов транслирует изображение для двух глаз, так что получается объемная картина, но и в обычном режиме, говорит Сергей, по яркости такое кино не уступает пленочному. Тарасенко устроился киномехаником в 2007 году, как раз когда цифра начала свое шествие по кинотеатрам. На старой системе с двумя постами, когда кино по очереди показывают два проектора, а механики только успевают менять да перематывать бобины, ему поработать не удалось. На современных пленочных аппаратах сейчас работать практически так же удобно, как с цифровыми – механик заранее склеивает пленку, заряжает ее в аппарат и до конца сеанса может заняться другими залами. С «цифрой» еще проще. – Фильмы приходят к нам на жестких дисках, – рассказывает Тарасенко. – По обычному USB-кабелю перекачиваются в хранилище. Когда прокат фильма закончен, мы его удаляем, а на тот же жесткий диск дистрибьютор записывает новую картину. Не тратится ни пленка, ни время, ни место – все-таки, двухчасовой фильм – это не меньше семи бобин. О том, чтобы сохранить фильм на потом, здесь не думают. «Ни к чему забивать архив всяким хламом», – говорит механик. Не потому, что он не любит кино, просто в рутине, когда каждую неделю появляется несколько новинок, все картины превращаются в одно длинное бессмысленное зрелище. К тому же у каждого фильма есть ключи с ограниченным сроком действия, через две недели после премьеры запустить кино не удастся. Не получится и скачать кино для собственных нужд. Во-первых, это незаконно, во-вторых, каждый фильм весит больше сотни гигабайт… Тарасенко когда-то пробовал собирать домашнюю коллекцию кино. Любимые режиссеры у него – Тарантино, Кэмерон, документалистка Лидия Боброва. Но потом на смену видеокассетам пришли DVD, их заменили более качественные BluRay-диски, и Сергей бросил эту затею – за технологическим прогрессом не так-то просто угнаться. Так что самый лучший вариант для кинопросмотров, считает он, – поход в кинотеатр. В руководстве кинотеатра считают, что современные мультиплексы – наиболее разумный способ организации просмотров. Маленькие однозальники просто не потянут всех затрат – у тех же ксеноновых ламп, которые подают картинку на экран, средний срок службы – 500 часов, а стоят они несколько десятков тысяч рублей. Плюс у зрителей в таких кинотеатрах очень ограничен выбор, тогда как в мультиплексах фильмов больше и начало сеансов – каждые 15 минут: если человек не успел на один фильм, то он сможет пойти на другой… Сергей Тарасенко считает, что старые кинотеатры все же обладали своей особой атмосферой, аурой, уютом, а распространение многозальников – просто отражение современности с ее быстрым ритмом, постоянным появлением чего-то нового... Примерно, как засилье цифровых фотоаппаратов, кинокамер и проекторов. Только вот сам Сергей до сих пор снимает на пленку.

Автор: Дмитрий Зайцев