Медиакарта
1:16 | 24 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Четыре века стоит Суерка

10:37 | 02 июля 2010
Источник: Знамя правды

Четыре века стоит Суерка

(Продолжение. Начало в газетах №49 от 19 июня, №50 от 23 июня, №52 от 30 июня).

В начале 20-го века в Суерке было две каменных церкви. Одна находилась на берегу Тобола. Вторую церковь строили с 1905 года всем миром. Она начала действовать в 1912 году и была названа в честь Серафима Саровского.

Внутри храма все стены и купола расписал местный художник Яков Удальцов. Был здесь красивый, расписанный сусальным золотом, иконостас и очень большая люстра. В первой церкви службу проводили только по большим праздникам, основные службы велись в Храме Серафима Саровского.

Храм пережил 30-е годы, войну, но не преодолел хрущёвскую оттепель. Акт передачи в Суерскую школу цел и сейчас. Вот что, в частности, говорится в акте вскрытия помещения бывшей Суерской церкви комиссией сельского совета депутатов трудящихся 12 февраля 1965 года: «По распоряжению №8 исполнительного комитета Заводо-Уковского (так в акте, прим. автора) районного совета депутатов трудящихся от 9 февраля 1965 года выше указанная комиссия с целью передачи помещения бывшей Суерской церкви произвела вскрытие этого помещения, пересчитала и составила опись обнаруженного там церковного и прочего имущества и прочего оборудования, ценностей и наличных денег… Ключи от помещения переданы директору Суерской средней школы…».

Всё имущество церкви по акту было передано в Ялуторовск. По решению государственных органов власти церковь закрыли. Верующие молились дома, а на куполах по праздникам можно было увидеть красные знамёна. В заброшенный храм ходили ребятишки и влюблённые, оставляя на стенах имена и даты. Сельчане шутили, что с 60-х годов прошлого века в церкви шла перепись суерского населения.

В 1990 году началась работа по поиску средств на восстановление храма. Всем селом ходили на субботники. Говорят, что в течение шести лет на восстановление было потрачено больше сил, чем средств. Затем на помощь пришёл односельчанин Владимир Леонидович Богданов, нынешний генеральный директор «Сургутнефтегаза». В основном на средства этого предприятия и была отремонтирована церковь, отлиты в Первоуральске колокола. На них благодарные сельчане увековечили имя своего земляка.

Внутренние работы, штукатурку стен и куполов осуществляли суерцы Владимир Фёдорович Привалов и его сын Владимир, а также несколько приезжих наёмных рабочих.

Интересна и поучительна судьба храма, но главное – знаменит он чудотворной иконой Божией Матери «Смоленская».

Историю благодатной иконы знаю мало. Знаю лишь, что она написана в первой половине XVIII века иеромонахом Рафайловского монастыря Макарием. Она была украшена серебряной ризой с позолотой и драгоценными камнями. Благодарные прихожане не жалели средств, пытаясь хоть как-то выразить свою признательность за благодатную помощь, исходившую от образа Богородицы. Даже по числу различных подвесок – подарков иконе – можно было видеть, как много людей, веривших в её чудесную силу, получали просимое. Говорят, татары тоже верили в чудотворную силу иконы и называли её «Осиповский бог». Из уст в уста передаётся случай, когда семилетнего мальчика понесла лошадь, ребёнок мог погибнуть. Его отец в отчаянии закричал: «Осиповский бог, помоги!». И лошадь остановилась… О случаях, когда помогла икона, написано очень много. В газете «Знамя правды» в своё время уже говорилось о том, как она помогла во время пожаров 1850 и 2004 годов.

Лики иконы (слева и справа от Богоматери изображены Николай Чудотворец и Василий Великий) почти не видны на старой дубовой доске: так потемнела она от времени. Но (удивительное дело!) на фотографии изображение получилось довольно чёткое. Сейчас она без ризы. Куда девались украшения – неизвестно. Следы иконы много раз терялись, а до церковного золота, как мы знаем, охотников всегда было немало. Сейчас для иконы готовится киот. «Но, может, и лучше, что образ пока без стекла, – считает прихожанка Валентина Николаевна Колунина, которая много делает для храма. – Так она ближе к нам, есть возможность прикоснуться непосредственно к лику Богородицы» .

С 2003 года в храме ведутся службы. «Новый старый храм», – так называют восстановленную церковь Серафима Саровского. Стекается сюда православный люд со всех концов. Служит в храме иерей Василий.

Вера АРХИПОВА.