– Компетенция советов явно ущербна, – с парадоксального, на первый взгляд, заявления начал встречу с представителями советов многоквартирных домов Дмитрий Еремеев.
И продолжил:
– Полномочий – достаточно, но механизм их реализации плохо прописан. Например, советы должны контролировать капремонт в доме, но – как? Есть право выходить с инициативой о смене управляющей компании – но и это непросто. Надо расширять полномочия советов и менять юридическую практику. Иначе это движение просто затухнет.
После этой короткой вступительной речи в зале сразу поднялся лес рук.
– Вы говорите, что полномочия наши широкие. А какие они? – эмоционально начала первая выступающая. – От плохой управляющей компании или ТСЖ избавиться не просто трудно – почти невозможно! До их руководства не дозвонишься, не достучишься. На прием к директору не пробиться, к главному инженеру не попасть, даже диспетчер на звонки не отвечает. Как на это повлиять?
Дмитрий Еремеев согласился, что проблем во взаимоотношениях с управляющими компаниями много:
– Полномочия у вас широкие, но процедуры во многом формальные, не четко прописанные, поэтому остаются лазейки, дающие право на судебное обжалование и затягивание судебных процессов. По сути, контрольные функции есть, а их четких механизмов пока нет. Мы должны выработать и внести такие предложения в федеральный закон, чтобы полномочия советов были реальными.
– Да кто нас будет слушать? – продолжала выступать Елена Агеева. – Кому нужны наши предложения? В управляющих компаниях на нас просто плюют.
Зал бурно отреагировал на это высказывание.
– Мы-то законопослушны, мы создали советы! – выкрикивали с места. – А зачем? Что будем делать, если нет никаких прав?
Чтобы охладить пыл, ведущий собрания дал слово Дмитрию Труфанову, начальнику отдела по управлению жилищным фондом департамента городского хозяйства. Труфанов сообщил, что в Тюмени создано около 1500 советов многоквартирных домов, но не все из них действуют. Некоторые существуют для галочки, а их председатели говорят: «Мы не хотим работать бесплатно». Еще в 1500 случаях общие собрания по выбору советов вообще не состоялись. И что дальше делать – непонятно. В законе ничего на этот счет не прописано. Вот собственники и называют совет дома «пятое колесо».
– На федеральном уровне обсуждаются предложения об упрощении процедур проведения общих собраний, – продолжил Дмитрий Еремеев. – Но как сделать так, чтобы проще – не стало хуже? Если все бразды правления передать совету, не нарушит ли это права отдельных собственников?
Существенное добавку к сказанному внес Владимир Халямин, председатель совета «За развитие самоуправления в жилищной сфере – Управдом». Он считает, что без юридических знаний с управляющими компаниями не справиться. Советам надо научится доказывать, что желание сменить компанию – не личная прихоть, а следствие неисполнения организацией, обслуживающей дом, своих обязательств. Для этого надо быть юридически подкованным и педантично собирать все акты выполненных работ. Бумажки в суде имеют больший вес, чем эмоции.
– Все говорят нам: «Мы надеемся на вас, мы надеемся на вас!». А нам-то на кого надеяться? – взяла слово Раиса Стогова, председатель совета дома по улице Республики, 92. – Раньше не было никакой обязаловки, и люди объединялись по зову сердца. Кто хотел работать - тот работал. И с нами считались. А теперь на общем собрании представители управляющей компании «Согласие» заявляют: «Если вы не согласны – уходите, или мы вас выведем из зала!» И в департаменте городского хозяйства с нами не очень любезны. Недавно пыталась записаться на прием в отдел по управлению жилищным фондом, но так не смогла пробиться дальше секретаря. Все от нас отмахиваются, и никого за это невнимание не наказывают. А от нас не отмахиваться, нам помогать надо!
Прозвучали от председателей советов и конкретные предложения. Алексей Райков, представитель дома по улице Холодильной, 136, считает, что управляющие компании хитрят и лукавят. Им нужны деньги на капремонт, а получив их, они делают совсем не то, что надо.
– Сколько квадратных метров жилья управляющие компании набирают в свое управление? – возмущался он – Тысячи! Но ни сил, ни профессионализма у них не хватает, чтобы управлять таким хозяйством. Надо ограничить права управляющих компаний в выборе работ по текущему и капитальному ремонту. И передать их советам дома. И принимать ремонты должны тоже мы, а не службы технического контроля.
– А что у вас в доме есть такие специалисты? – удивилась Нина Кононова с Профсоюзной, 92.
Но если женщины здесь в основном высказывались эмоционально, то мужчины вносили предложения.
Например, Дмитрии Чусовитин из дома по улице Хохрякова, 36, назвал то, что происходит сейчас с советами домов, «свистопляской». Она когда-то происходила и в садоводческих обществах, и в гаражных кооперативах. Но все встало на свои места, когда вместо общего собрания стало принимать решения собрание представителей. Почему и в этом случае не пойти по тому же пути?
От председателей прозвучали и предложения по созданию специализированной службы юридической помощи.
– Встреча получилась конструктивной, – подвел черту Дмитрий Еремеев. – Много было эмоциональных высказываний, люди говорили правду, какая она есть, и вносили дельные предложения. Обратная связь состоялась. Главное теперь выработать правильный вектор принятия решений. Советы многоквартирных домов должны жить! За ними будущее в регулировании сферы ЖКХ.