Два берега развязки на Монтажников – гаражные кооперативы «Авто-95» в микрорайонах и «Восход» на 50 лет ВЛКСМ. К этим точкам, изогнувшись дугой, встанет путепровод.
В центре, у железной дороги, настоящий индустриальный пейзаж: краны, временные подпорки, огромная тень от пролетного строения… Стройка шумит, трещит, шевелится. По смонтированной части моста теперь ходят туда-сюда грузовики, так что проезжающие водители крутят головами – неужто движение открыли?... В общем, жизнь бурлит. Другое дело – на периферии площадки.
В самом начале путепровода, между улицами Монтажников и Широтной, тишина и спокойствие – как в деревне. Проедет, петляя, редкая машина, пройдет в магазин небритый мужичок, женщины встретят друг друга на крыльце поликлиники и примутся обсуждать новости... Бегают собаки. Не хватает только коровы, которая гуляла бы между заборов и пугала детей. Грязи полно.
– Лужи здесь были всегда, – говорит студентка нефтегаза Ирина Коренева. Она спешит на пары, перепрыгивая кашу и ямы. – Так что строительство в этом плане ничем нам не помешало. Наоборот, может, как закончат, лучше будет.
Девушке надо попасть в центр. Можно было бы сесть на 25-й и – прямо по Широтной. Но там такие пробки! Вот и приходится идти по лужам, через дворы, на Олимпийскую – ждать 48-го, хоть так срезать путь…
Наверное, у каждого местного жителя есть своя история, как он однажды застрял, пытаясь выбраться из микрорайона. Дмитрий Сидоров даже время подсчитал – целый час он ехал лишь одну остановку. Сейчас ходит пешком на улицу Республики – как раз через новый пешеходный переход. Следит за ходом стройки. Говорит, ни разу не видел, чтобы монтажники отдыхали. Вечером вернешься с работы – они уже новую балку надстроили.
Николаю Александровичу до стройки дела нет – он лучше уберет свежий снег у своего гаража. А заодно порассуждает о политике: что коммунисты, что демократы – никакой разницы! После 20 лет на Севере обещали ему дать квартиру – не дали. И на гараж сам заработал. Хорошо хоть он под снос не попал. А у кого снесли – куда деваться? Надо строить мост – значит надо.
– Он, конечно, здесь нужен, – смягчается пенсионер. – Столько новых микрорайонов выросло…
На другом берегу и в другом гаражном кооперативе нас встречает другой пенсионер. Кроме него тут никого больше и нет.
82-летний дядя Саша помнит времена, когда вокруг было поле, а в районе последних опор нового путепровода, там, где 50 лет ВЛКСМ поворачивает на Республику, протекала настоящая речка. Потом ее засыпали, сделали дорогу. Все застроилось. Теперь наоборот расчищается.
– В нашем кооперативе, говорят, 20 гаражей под снос попадают – будут переносить ЛЭП, новую подстанцию на их месте надо делать, – говорит сторож. – Люди беспокоятся – не получилось бы, чтоб их совсем без всего оставили. На той стороне, говорят, у некоторых гараж не был оформлен по всем правилам, так даже компенсацию не дали. Это ведь не дело…
С рабочего места дяди Саши северный край путепровода – как на ладони. Вот кран поднял очередной блок и потащил его к опоре, там мельтешат фигурки людей. Вагончик сторожа – как капитанский мостик и сам дядя Саша – как капитан, наблюдающий за бурлением стройки-реки. Подумать только – всего 30 лет назад тут было поле. А сейчас понадобилось строить широченный путепровод.