Постоянная комиссия по экономической политике и ЖКК одобрила передачу здания по улице Республики, 44 из муниципальной собственности в федеральную.
Быть владельцем антикварных предметов, раритетных изданий или автомобилей не только почетно и престижно, но еще и очень дорого. Все эти вещи с историей, даже если они достались вам по наследству, то есть даром, требуют к себе особого внимания и особых затрат, если, конечно, вы понимаете их ценность и хотите донести в целости и сохранности до следующих поколений. Все это относится и к такому недвижимому имуществу, как памятники архитектуры.
Статус «памятник архитектуры» или «объект культурного значения» можно было бы назвать эксклюзивным и многообещающим, видимо, именно таким оно и должно было стать, когда эти материальные свидетельства истории России выделяли в отдельные категории. Были даже составлены реестры требований к владельцам таких зданий: как они должны их содержать, как часто ремонтировать. Особенно жесткими эти правила были в отношении памятников регионального и федерального значения.
Метку объекта культурного наследия регионального значения в 2004 году получил и каменный двухэтажный дом с подвалом, построенный вблизи Хлебной (Центральной) площади в 1880 году купцом первой гильдии Василием Васильевичем Колмаковым. В те времена первый этаж занимали торговые помещения, второй – административные и жилье владельцев. Известно, что уже в XIX веке часть помещений здесь сдавалась в аренду купцам Колокольниковым. В этом же здании в 1918 году было принято историческое решение о переносе столицы губернии из Тобольска в Тюмень. А в советские времена, вплоть до начала 2000-х годов, тут располагалась городская поликлиника N 3. И только в 2004 году, когда особняку перевалило за 120 лет, его вписали в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Потом городскую поликлинику N 3 переселили в больницу N 1. Причину переезда объясняли так: объекту требуется капитальный ремонт. Несколько лет работы не начинались. Пока не появился арендатор, согласный вложить в реконструкцию свои деньги. Им оказалась медицинская академия. Таким образом, муниципалитет передал здание ей на правах долгосрочной аренды.
– Не тогда ли и началась вся эта история? – вчера на внеочередном заседании постоянной комиссии по экономической политике и ЖКК задал прямой вопрос депутат Мурат Тулебаев. – Может, здание специально довели до неэксплуатируемого состояния, чтобы потом сослаться на отсутствие денег в городском бюджете и передать его в частные руки?
Вопрос был поставлен, возможно, слишком жестко, но определенная логика в нем просматривалась. Тем более что на заседании постоянной комиссии, которое состоялось на прошлой неделе, у депутатов возникло много вопросов – и по срочности передачи объекта из муниципальной собственности в федеральную, и по ее обоснованности, экономической эффективности. Не все они были развеяны и на внеочередном заседании, хотя обсуждение длилось около получаса.
– Сколько денег уже зачтено медакадемии за тот ремонт в счет арендной платы? – начал дискуссию депутат Сергей Морев.
– Около 6,6 миллиона рублей по первоначальному договору и еще почти шесть миллионов рублей по дополнительному соглашению, – уточнила Елена Уляшева, директор департамента имущественных отношений. – То есть всего около 12,5 миллиона рублей, еще 3,1 миллиона рублей предполагается получить за этот год. Но на капремонт медакадемией потрачено столько, что остается еще 43 миллиона рублей.
– С учетом действующей арендной платы на погашение всей суммы потребуется около 20 лет, – добавил Юрий Баранчук, председатель постоянной комиссии. – Но надо учитывать, что в течение этого срока необходимо еще вкладывать средства на содержание памятника. Федеральные нормативы очень жесткие.
– Эта сумма затрат на капремонт изначально была прописана в договоре аренды с медакадемией? – продолжал разбираться Тулебаев. – Неужели вуз взял такое здание на свой страх и риск? Без всяких ставок на перспективу? Или уже тогда все всё знали?
В разговор включилась Лариса Теплоухова, заместитель главы администрации города.
– Вообще-то закон позволяет такие объекты продавать, приватизировать и даже отчуждать, – разъяснила Лариса Зельмухановна. – А содержать такое здание действительно дорого и трудоемко. Только проект реконструкции самого скромного памятника может стоить 7-8 миллионов рублей.
– А может, можно обойтись и без передачи здания, просто возложив обязанности по его содержанию на арендатора? – решил подойти с другой стороны Сергей Морев.
Но получил на свой вопрос отрицательный ответ. Какие могут быть еще дополнительные обязательства, если долг за предыдущие затраты расписан на 20 лет вперед?
Почти согласившись с неизбежностью передачи здания в федеральную собственность, депутаты продолжали приводить аргументы, которые все-таки ставили под сомнение необходимость этой процедуры.
Александр Лейс, например, отметил, что медакадемии вряд ли стоить в будущем рассчитывать на федеральные деньги для того, чтобы содержать здание. Федерация такими средствами регионы не балует. Стройакадемия, например, содержит свое здание на средства попечительского совета и за счет платных услуг.
– Но мы подчиняемся совсем другому министерству – не образования, а здравоохранения, – парировала Ирина Медведева, ректор ТГМА. – И наше министерство вкладывает большие суммы в модернизацию. Но в чужую собственность оно вкладываться не будет.
На этот довод свой контрдовод сразу нашел Мурат Тулебаев:
– А если приоритеты изменятся? И больше денег будет выделяться, например, министерству сельского хозяйства, а не здравоохранению? – спросил он. – Тогда вам придется все делать за счет собственных средств. Кстати, а сколько прибыли приносит стоматологическая клиника, расположенная в этом здании?
– Да какая там прибыль? – удивилась Медведева. – Нет никакой прибыли. Там такое дорогостоящее оборудование, а услуги оказываются бесплатно.
– Нет, мы не о том говорим, – взял слово Динар Абукин. – Прибыль в данном случае вторична. Главное, чтобы не было потом ухудшения в состоянии здания. И, может быть, все связано вовсе не с прибылью, а с аккредитацией вуза?
Так депутаты добрались до самой сути вопроса.
– Да, для аккредитации вуза и переход его в статус университета нам необходима своя имущественная база. Составлен план имущественного комплекса, который 8 октября будет утверждать комиссия, – подтвердила ректор.
– Если мы хотим, чтобы в вузе был свой стоматологический факультет, чтобы наши студенты проходили в Тюмени практику в том числе и по стоматологии, надо передавать это здание, – резюмировал Юрий Баранчук.
Последние два довода были окончательными и оспариванию не подлежали. Депутаты комиссии единогласно проголосовали за то, чтобы рекомендовать городской Думе рассмотреть этот вопрос на ближайшем заседании.