Негоже начинать газетный материал с анекдота, да еще и бородатого, но я не могу удержаться.
Купили алкоголики бутылку паленой водки. Разлили, как водится, на троих. Первый опрокинул стакан и упал замертво. Второй пьянчуга испуганно глядит на товарища, но стакана из руки не выпускает. Выпил и тоже упал. Третий, ме-е-дленно поднося стакан к губам, кричит: «Люди, помогите!»
К чему я это? Каждый день в разных концах страны появляются новые жертвы так называемых «спайсов» – курительных смесей, пропитанных синтетическим аналогом тетрагидроканнабинола. Речь идет о новой формуле наркотика, уже погубившего больше двух десятков россиян и отправившего в больницу еще несколько сотен. В прессе их теперь модно называть «ядовитые спайсы» или «смертельно опасные спайсы».
Но нужно признать, что эти словосочетания, если их применять исключительно к новой формуле, теряют смысл: курительные смеси появились не вчера, они всегда были «ядовиты» и «смертельно опасны». Просто подростки умирали не после первого приема, а, например, после третьего. Симптомы отравления, смею вас заверить, были все те же: острый токсикоз, галлюцинации, иногда – сердечная недостаточность.
Другое дело, что подпольные химики постоянно экспериментируют. Ищут новые вариации на тему главного действующего вещества – каннабиноидного синтетика группы JWH. На этот раз дрянь, пущенная в продажу, оказалась не то совсем уж сильнодействующей, не то чересчур токсичной. В ряде регионов Центральной России (преимущественно в Кировской области и Башкирии), а также в Ханты-Мансийском автономном округе и на Ямале наркоманы прямо на улице теряли сознание и впадали в кому.
Хотя не очень правильно называть пострадавших наркоманами. Тех, кто давно и прочно подсел на вещества, среди отравившихся мало, куда больше обыкновенных подростков, первый раз и исключительно из любопытства попробовавших «легальный наркотик», за который «даже в тюрьму не посадят». Типичных школьников, получающих тройки по математике и пятерки по литературе (ну, или наоборот), играющих в компьютерные игры и даже иногда помогающих родителям вынести мусорное ведро на помойку.
Все истории похожи: заказал «спайс» в Интернете, перевел деньги на указанный номер виртуального кошелька – ищи теперь конвертик с содержимым где-нибудь в электрощите или за батареей в подъезде. И денег-то продавцы просят не много – сэкономить нужную сумму вполне реально.
В Тюмени о жертвах новой формулы пока официально не говорят. Не из желания скрыть факты, просто доказать отравление именно этим веществом возможности нет.
– Те же «соли» мы по анализам определяем, а вот «спайсы» – нет, – рассказывает Ирина Чайковская, заведующая отделением токсикологии первой областной больницы. – Узнать, что пациент курил смеси, можно только от него самого. Признаются не все, но многие. Во-первых, им страшно, что иначе врачи не сумеют вылечить. Во-вторых, мы умеем правильно уговаривать, убеждать, что мама с папой ругаться не станут… А те, кто не признается, в статистику по отравлениям наркотиками не попадают вообще. По документам они пострадали от действия «неизвестного вещества».
Впрочем, врачам-токсикологам и без откровений ясно, что за последнее время выросло количество подростков, попадающих в отделение после близкого общения с курительными смесями. Только никто не может сказать, новыми «спайсами» травятся тюменские школьники или старыми. Сами пациенты, понятное дело, даже представления не имеют, какой именно дым глотали. На сайтах, приспособленных для продажи «легальных» наркотиков, формулы не пишут. А если и пишут, то врут – в большинстве своем продавцы не знают, чем торгуют. А уж о том, что «спайс» из новой, нашумевшей серии никто из наркоторговцев тем более не скажет.
Летальных исходов в отделении токсикологии пока не было. И вообще, как оптимистично заметила Ирина Чайковская: «Пациентов в тяжелом состоянии, куривших смеси, у нас сейчас нет». Вот только в отделение токсикологии здоровеньких не госпитализируют. Как сильное отравление отразится на молодом растущем организме – кто знает? Кстати, младшему пострадавшему от «спайса», находящемуся сейчас под надзором Ирины Чайковской, всего одиннадцать лет.
… Извечный вопрос: «Что делать?», встал ребром. Глава региона Владимир Якушев уже сказал, что готов поддержать предложения по запрету курительных смесей на федеральном уровне. Еще раньше о внесении таких запретов высказалась Наталья Комарова, губернатор ХМАО-Югры. Возможно, «cпайс-эпидемия» будет той соломинкой, что сломает спину верблюду и побудит законодателей запретить курительные смеси на основе группы JWH раз и навсегда, не взирая на формулы.