Медиакарта
23:04 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Презумпция порядочности полицейского

01:19 | 16 декабря 2014

Есть анекдот о том, как прораб виртуозно складывает сложносочиненное предложение из слов, производных лишь от одного нецензурного. Слышала этот анекдот в разных вариациях, когда вместо прораба – дальнобойщик, военный, полицейский… В общем, баек о жаргоне разных профессий полно. Правда, смешны они, в большинстве своем, до тех пор, пока не станешь их непосредственным участником. Недавно фотокорреспондент Катя Христозова принесла в редакцию с хоккейного матча впечатление не об игре, как того стоило ожидать, а о разговоре двух патрульно-постовых, которые были призваны обеспечить безопасность граждан во время проведения массового мероприятия. Отвлекшись от своих прямых обязанностей, они что-то там обсуждали между собой. Отборным матом. Тот прораб из анекдота обзавидовался бы.

Этот случай и стал поводом моего разговора с начальником управления по работе с личным составом УМВД по Тюменской области Александром Мартиновским.

– Александр Викторович, должна признаться, что слышала немало подобных историй и раньше, поэтому меня этот конкретный случай – к сожалению – даже не удивил. А вас?

– Удивил – не очень подходящее к ситуации слово. Он меня возмутил! В то время, когда столько сил вкладывается в то, чтобы повысить доверие граждан к полиции и укрепить положительный имидж полицейского, такие сотрудники дискредитируют всю службу. Только представьте, в УМВД по Тюменской области порядка 8500 сотрудников. Среди них есть высококвалифицированные специалисты, заслуженные и просто очень добросовестные и ответственные работники, но вот завтра встретятся кому-нибудь на улице двое таких матершинников, и заслуги остальных уже ничего не будут значить. Отрицательный пример всегда запоминается надолго. Поэтому любой выявленный нами факт неподобающего поведения сотрудника наказывается строго – начиная от выговора, заканчивая увольнением со службы. Чтобы и другим впредь неповадно было.

– При разборе таких случаев, руководствуетесь исключительно представлениями о порядочности в целом или конкретными нормативными документами? – За время существования службы сменились колоссальное количество кодексов, уставов, приказов и законов, регламентирующих деятельность милиции, потом полиции, однако в каждом документе обязательно прописаны нормы поведения представителя профессии. Взять тот же приказ «О вежливом отношении к гражданам» 1990-х годов или Кодекс чести сотрудника, который существовал примерно в то же время. В законе «О полиции» все это тоже есть. Скажу больше: во все времена существовала презумпция порядочности сотрудника. В идеале, каждый полицейский должен быть примером воспитанности, сдержанности, приветливости… Особенно, когда речь идет о таких подразделениях, которые всегда на виду: патрульно-постовая, дорожно-патрульная службы или участковые.

– Наверняка, многие, кто будет читать интервью, скажут, что именно эти службы чаще всего и предстают перед гражданами в нелицеприятном свете. – Человеческий фактор, увы, еще никто не отменял. По большому счету, сегодняшние полицейские – это вчерашние наши одноклассники, однокурсники, соседи. И приходят они к нам уже сформировавшимися личностями, которые получили воспитание родителей, школы, университета. Или… не получили. Полицейских, как и представителей любых других профессий, взращивает общество. Уже потом, после приема на службу, кого-то приходится перевоспитывать.

– А можно сделать так, чтобы не перевоспитывать, а просто не принимать на службу тех, кто может опорочить профессию? В период переаттестации так много говорили об ужесточившемся отборе при приеме на работу в органы внутренних дел. – Отбор, действительно, жесткий. И далеко не каждый соискатель его проходит – поверьте. Мало того, что потенциальный полицейский проходит несколько фильтров – в том числе, и психодиагностическое исследование, он еще осознанно принимает на себя – под строжайшую ответственность – все запреты и обременения, связанные со многими сторонами жизни: профессиональной, бытовой и даже личной. И первое время работы не только сотрудник отвечает сам за себя, но за него отвечает также и наставник, закрепленный за ним. – Возьмем ту же патрульно-постовую службу, кто сегодня может попасть в нее? – Человек с оконченным средним образованием – если вы об этом. Однако это не показатель того, что он будет проигрывать по сравнению, скажем, с сотрудником, у которого высшее образование. Образование – это не всегда гарант порядочности и трудолюбия. Знаете, не хотелось бы, чтобы из-за нескольких сотрудников обо всех инспекторах ДПС думали, что они взяточники, а обо всех патрульно-постовых – что они грубияны. Над этим мы усиленно работаем. Каждый день на селекторе оговаривается, как должен вести себя человек в форме. И честь мундира – это для нас не пустое слово.

Начальник УМВД Юрий Алтынов уделяет этому огромное внимание. В нашей структуре образован даже такой общественный институт, как офицерское собрание. В его состав входят уважаемые офицеры, которые коллегиально рассматривают вопросы сотрудников и родственников сотрудников, обратившихся к ним за советом, с просьбой… Точно так же собранием рассматриваются вопросы нарушения служебной дисциплины.

Регулярно проводятся и заседания комиссии по служебной дисциплине: бывают случаи, когда при разборе провинившиеся – взрослые мужчины – плакали. Это вам для понимания, что часто порицание сослуживцев и начальства действует на сотрудника даже много сильнее, чем, к примеру, выговор или лишение премии. Просто, как правило, для граждан это остается за кадром, и, может быть, из-за этого у многих создается впечатление, что полицейскому все позволено, и он остается безнаказанным. Не буду отрицать, что у сотрудников немало полномочий, но ответственности и ограничений у них еще больше. – Куда лучше сообщить, если у гражданина вызывают сомнения слова или поступки полицейского?

– На телефон доверия (79-98-55 – М.С.) – он указан у нас на сайте, этот номер есть в любом опорном пункте участковых-уполномоченных, во всех городских отделах полиции. А можно просто позвонить по телефону 02. Главное, запомнить номер личного значка сотрудника или попросить у него предъявить удостоверение – он обязан это сделать. В противном случае, тень падет на все подразделение, что, конечно, очень неприятно.

Потому что я точно знаю – хороших сотрудников гораздо больше, чем тех, кто порочит честь мундира.

Автор: Мария Самаркина