Медиакарта
22:18 | 16 февраля 2026
Портал СМИ Тюменской области

Окно жизни вместо ямы

00:36 | 23 июля 2015

Несколько раз в год доведенные до отчаяния тюменские матери убивают своих недавно родившихся детей или же намеренно оставляют их в опасности, от которой малышей спасает лишь удачный случай.

Примеры двух мальчиков, найденных на холоде два года назад, наглядно демонстрируют это – детей случайно обнаружили прохожие, и теперь «найденыши» живут в приемных семьях. А ужасная смерть мальчика, несколько месяцев назад найденного в мусорном баке, показывает нам обратную сторону медали…

– «Окна жизни» или, иначе говоря, бэби-боксы как раз и придуманы для того, чтобы мать, которая решила избавиться от нежеланного новорожденного, могла избрать путь, дающий ребенку хотя бы возможность выжить, – говорит Гульнара Прадедова, представительница регионального отделения благотворительного фонда «Колыбель надежды». – Бывают ситуации, когда женщина, едва узнав о беременности, начинает думать, как изгнать этого ребенка из своей жизни. И бесполезно закрывать глаза, делая вид, что таких ситуаций нет, или что можно немедленно принять некие меры, способные предотвратить это. Иногда мать не хочет ребенка, но все равно производит его на свет – это факт. И наша задача показать женщине, что есть способ решить проблему без убийства. При этом анонимно. Никто не станет преследовать ее, лишь только пусть она не обрекает дитя на смерть. Пусть отнесет малыша в бэби-бокс.

Дебаты над младенцем

Но не все согласны с такой точкой зрения. В роли главного противника «окон жизни» неожиданно выступил главный защитник детей в России – омбудсмен Павел Астахов. Презрительно именуя «окна» «ящиками для детей», Астахов настаивает, что «подкидывание» нарушает законодательно закрепленную процедуру отказа от детей. Он также ссылается на Конвенцию о правах ребенка, где говорится, что дети имеют право знать своих родителей. При этом право на жизнь, прописанное как в Конституции РФ, так и во всех документах, закрепляющих права человека, в расчет почему-то не принимается…

Зато омбудсмен не обходит вниманием морально-этическую сторону вопроса, утверждая, что многим инфантильным родителям только волю дай – немедленно побегут избавляться от новорожденных, дабы сложить с себя непосильное бремя. А среди школьниц может даже появиться новая мода: родила, подкинула в бэби-бокс и пошла дальше развлекаться.

«Установка ящиков для детей может нанести непоправимый социальный вред! Это разрушает наши ценности – ценности семьи и материнства, – заявил Астахов».

Немного с другой стороны рассматривают вопрос врачи и стражи правопорядка. Например, Владимир Маркин, руководитель управления взаимодействия со СМИ при СКР РФ, считает, что «распространенность и шаговая доступность бэби-боксов позволит значительно сократить число детоубийств».

В Тюмени «окно жизни» действует около года. Но вопреки опасениям Павла Астахова, даже «инфантильные» местные жительницы пока сами справляются со своими детьми, и очередей, в которых бы стояли желающие сдать государству лишнего младенца, не наблюдается.

При этом наши медики приводят те же аргументы, что и федеральные следователи.

– «Окно жизни» необходимо нашему обществу, – говорит Надежда Спадерова, заведующая отделом амбулаторных судебно-медицинских экспертиз областной психиатрической больницы. – Как показывает мой 15-летний опыт работы, в момент, когда матери, находящейся на грани страшного преступления, нужна помощь и поддержка, все родственники, друзья и окружающие от нее отстраняются. Порой не замечают того, что происходит прямо на глазах. Поэтому и осуждать этих женщин нужно с оглядкой: а вдруг именно тот, кто сейчас громче всех кричит о достойном наказании, стоял рядом и не помог, не предотвратил? В таких случаях во главу угла всегда нужно помещать жизнь уже родившегося ребенка, а разговоры об аморальности отказа от материнства и попрании общественных норм отставлять на второй план.

О матерях и о кукушках

К слову, желающих пообсуждать и, конечно, осудить неизвестную женщину, на прошлой неделе оставившую месячного мальчика в бэби-боксе, немало. Достаточно почитать комментарии, которые горожане оставляют под новостью на страницах интернет-изданий. «Кукушка» – самый мягкий эпитет, который можно встретить. И самый цензурный…

При этом мало кто задается вопросом: «А что довело женщину до такого?»

– Каждая ситуация индивидуальна, – говорит Надежда Спадерова. – Порой матери убивают или оставляют своих детей в опасности, потому что психически не здоровы. Они не дают отчета в своих действиях. Это всегда выявляет экспертиза. Бывает и так, что женщина признается вменяемой, но с определенными оговорками: она попала в психотравмирующую ситуацию, у нее, как мы говорим, сужено сознание. Более того, даже беременность и роды влияют на адекватное восприятие реальности. Эти психофизиологические изменения могут накладывать отпечаток на действия женщины не только сразу, как она произвела ребенка на свет, но еще в течение месяца после этого.

По словам Надежды Николаевны, решение избавиться от новорожденного (неважно, убить или отдать) женщины практически всегда принимают под давлением внешних факторов. Часто встречающийся пример: многодетная мать видит, что муж недоволен потенциальным прибавлением в роду, да и сама понимает, что финансовой возможности растить еще одного ребенка просто нет. Как раз таким родителям фонд «Колыбель надежды» предлагает вернуться за отставленным в бэби-боксе малышом и получить благотворительную помощь.

Но, к сожалению, бывает и так, что давят не стесненные обстоятельства, а близкие люди: родители или супруг. Сложные взаимоотношения могут вызывать страх опозорить семью или страх, что он уйдет, он не хочет детей. Родственники же могут и заставлять женщину сохранять беременность против ее воли, например, из религиозных или морально-этических побуждений, загоняя в ту самую психотравмирующую ситуацию.

– Никогда не бывает одного фактора, влияющего на такое решение. Их очень много и они всегда идут в комплексе, – объясняет Надежда Спадерова. – Одно могу сказать точно: женщин, имеющих любящего мужа, достаток в семье и взаимопонимание в отношениях, которые просто от хорошей жизни решили бы избавиться от рожденного ребенка, не существует. За отказом от материнства всегда стоит целый ряд проблем, прямо сейчас решить которые в масштабе страны не представляется возможным. И «окна жизни» будут нужны до тех пор, пока есть шанс, что хоть одного ребенка опустят именно в них, а не в выгребную яму.

НА СНИМКЕ: местное «окно жизни».

ФОТО Гали Безбородовой

Автор: Дарья Ровбут