Медиакарта
11:17 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

С девизом «Не навреди!»

08:37 | 26 сентября 2015
Источник: Трудовое знамя

…Всё начинается с детства. Обычно дети играют в «больницу», примеряя медицинский халат, или в «магазин», представляя себя за прилавком. Сколько себя помню, я была равнодушна к этим специальностям. Врачом или медсестрой? Предпринимателем или продавцом? Нет, в этих профессиях я себя не видела! Но надо же всё попробовать! А вдруг? И тут меня осенило. Почему бы не проверить на себе специальность аптекаря? Ведь в ней сочетается и медицина (белоснежный халат, лекарства), и торговля (кассовый аппарат, деньги). А ещё и постоянное общение с людьми.

Люди в белых халатах

В ООО «Вита Фарм» работают четыре сотрудника. Заведующая аптекой, провизор Татьяна Терентьевна Дручинина, фармацевты Валентина Ивановна Комиссарова и Нина Павловна Макарова. Моим наставником стала фармацевт сейчас и провизор в будущем (после получения диплома о высшем образовании) Алёна Игоревна Дзвинчук. Признаюсь, мне впервые достался такой юный педагог. Но, забегая вперёд, скажу, что у этого молодого специалиста есть чему поучиться! До сих пор нахожусь под впечатлением от того, сколько интересной и важной информации донесла до меня эта симпатичная девушка в белом халате. А ещё всегда приятно беседовать с человеком, который о своей профессии рассказывает с горящими глазами. К сожалению, не всё может вместить в себя журналистский материал. Но за науку спасибо!

Профессия: «первостольник»

– А фармацевт – это продавец? – решила я уточнить сразу.

– Главное отличие фармацевта, который стоит за первым столом, от продавца в том, что у него, как минимум, должно быть среднее специальное фармацевтическое образование. Человек за прилавком зачастую может не иметь никакой специальности, – объясняет Алёна Игоревна.

– Что означает: «За первым столом»? Это профессиональный термин?

– Да, это очень старинное выражение. В аптеках раньше так назывались современные кассовые окошечки. Иногда их было несколько. Считалось, что стоять за первым столом, то есть быть «первостольником», очень престижно, – улыбнулась в ответ фармацевт.

Точность, как в аптеке

Мы беседуем, не отходя «от первого стола». Вокруг яркие коробочки, тюбики, упаковки. В глазах рябит от названий. Как же это всё запомнить!

– Изначально все лекарства делятся на несколько классификаций. Главная для провизоров и фармацевтов – фармакологическая. Она также состоит из нескольких групп. Если кратко, то это средства, влияющие на ЖКТ (почки, печень и так далее). Есть влияющие на сердечно-сосудистую систему, это в целом огромнейшая группа, в которую входят антиаритмические, гипотензивные, мочегонные. Также многие лекарства делятся по названиям. У препаратов существуют международное и торговое названия, – тут Алёна Игоревна прочитала целую лекцию о том, как в современном мире придумываются и продвигаются в массы лекарственные средства. Интересно!

– В принципе ни одному человеку невозможно знать все таблетки наизусть! Изучая такой предмет, как фармакология, мы запоминаем огромнейшее количество препаратов, которые существуют в наших классификациях, но основная часть их, можно сказать, мусор. Они давным-давно устарели, практически не используются, поэтому святой обязанностью каждого фармацевта и провизора является знание ассортимента своей аптеки, – говорит моя наставница.

К слову, лекарства требуют определённых правил хранения. Одни содержатся в шкафах, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, другие в холодильниках (причём, температура разная), третьи и вовсе – под замком, в сейфе.

«Подскажите, пожалуйста!»

…За те два часа, которые я провела в аптеке, поток клиентов не прекращался. Или правильнее называть: пациенты, посетители?

– В современной фармацевтике принято говорить «клиенты», – объясняет Алёна Игоревна и снова встаёт «к столу».

…Мама покупает для малыша сироп. «Возраст ребёнка?» – уточняет фармацевт. …Пожилая женщина подаёт сразу два рецепта, мол, лекарства и для неё, и для деда. «Есть всё, кроме (звучит название). Имеется аналог, но он дороже. Приходите позже, закажем, привезут», – предлагает Алёна Игоревна. Молодой человек спрашивает что-нибудь от боли в шее (продуло). «Вам желательно прогреть мышцы, потом втирать мазь», – рекомендует специалист. И так с каждым, кто заглядывает в окошко.

– Вы словно врач! – удивляюсь я.

– Нет, ну что вы! Каждый должен заниматься своим делом. Просто наши профессии в чём-то пересекаются, – улыбнулась Алёна Игоревна. – Бывает, наоборот, клиент требует большего, будто я – и терапевт, и хирург, и гинеколог в одном лице.

Граждане, будем взаимовежливы!

Из беседы с молодым специалистом я поняла, что Алёна Дзвинчук гордится своей профессией и даже агитирует современных школьников сделать свой выбор в пользу фармации.

– Учиться трудно, но интересно! Мы даже микстуры сами делаем. Наша профессия на месте не стоит, а развивается вместе с новыми технологиями, с современным миром, – объясняет она.

– Есть ли минусы? – спрашиваю я.

– Когда любишь свою работу, то видишь одни только плюсы. Хотя могу назвать один огромный минус. В наше время многие забыли такие простые, но важные слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста. Считают, если ты стоишь на кассе, то можно начать разговор так: «А дай-ка мне!». А иногда и вовсе так нахамят, что до слёз обидно, – поделилась молодой специалист.

Этика – превыше всего!

– У нас и девиз должен быть такой же, как у врачей: «Не навреди!». Ни в коем случае нельзя в погоне за прибылью предлагать клиентам лекарства дороже, чем имеются в аптеке, и которые выписал врач. Случается, просят продать препарат без рецепта. Сиюминутная выгода не стоит того, чтобы человек занимался самолечением, тем более принимал антибиотики, потому что это настоящая травля организма. У нас тоже есть своя профессиональная этика, – считает Алёна Игоревна.

…Фармацевт. Провизор. Одним словом, аптекарь. Эта профессия одна из благородных, несущая в какой-то степени просвещение и исцеление. Проверено.

Фото: Елена Данильченко

Автор: Анастасия Гацаева