Сложно представить, что работа в Федеральной службе исполнения наказаний может быть чьей-то детской мечтой. Вот, к примеру, розовощекий школьник тянет руку на занятии по профориентации и звонко заявляет, что хочет стать… конвоиром.
Нет, на такое сотрудники ведомства, заинтересованные в пополнении штата молодыми специалистами, даже и не рассчитывают. Понимают, что будущим выпускникам школ и их родителям необходимо популярно объяснять, в чем заключаются преимущества такой – на взгляд обывателя – специфической службы и какие перспективы откроются перед тем, кто ее выберет.
Как показал опыт недавней региональной военно-профессиональной выставки «Служим Отечеству», мало кто из горожан и жителей районов знает о том, что профессиональной подготовкой сотрудников уголовно-исполнительной системы занимаются вузы, которые дают не узкоспециальное образование, а такое, что пригодится и на пенсии. Она у сотрудников ФСИН ранняя, потому что год службы идет за полтора, а стаж исчисляется с первого курса – вот и получается, что специалист может уйти на заслуженный отдых из системы уже в тридцать с лишним лет и, при желании, продолжить работать на гражданке. Как вариант – юристом.
Об этом на пресс-конференции рассказали начальник отдела по работе с личным составом УФСИН России по Тюменской области подполковник в.с. Анатолий Кротких и инспектор этого отдела капитан в.с. Ольга Робертус.
Раннюю пенсию они назвали в числе преимуществ, однако отметили, что никто от них уходить по выслуге лет не торопится, а значит, служба не так страшна, как некоторые ее себе представляют. Хотя на этапе поступления в вуз абитуриенту придется непросто: помимо обязательных экзаменов (это русский язык, история, обществознание, а для кинологов еще и биология), ему предстоит сдать еще и тест на честность.
– Претендент на поступление должен написать в анкете, не имеет ли судимости кто-то из его родителей, – сказал Анатолий Кротких.
– А как же – «сын за отца не отвечает»? – удивились журналисты. – Неужели ребенку, чьи родители наделали ошибок, закрыта дорога в службу? Кажется, это неправильно…
– Тут все дело в правдивости ответа – если спецпроверка подтвердит, что он соответствует действительности, то даже в случае судимости родителей кандидатура поступающего будет рассматриваться. Но если молодой человек соврал, то он уже не соответствует критериям службы.
Однако укрывателей правды среди тех, кто стремится попасть в вузы ФСИН, не так много. Гораздо больше тех, кто не проходит медицинскую комиссию. Например, в этом году из 60 человек сорок срезались именно на ней. К сожалению, отметил подполковник Кротких, это повсеместная тенденция: при отборе на срочную военную службу эта проблема тоже возникает все чаще.
В итоге из нашего региона в вузы (они находятся в Перми, Воронеже, Вологде, Самаре и Новокузнецке, но чаще тюменцы едут в Пермь, которая поближе) было направлено 16 человек – несколько недобрали баллов на ЕГЭ. Окончательный же отбор прошли 12, четверо из которых – девушки.
– Курсанты институтов состоят на полном государственном обеспечении, пользуются льготами, предусмотренными для сотрудников уголовно-исполнительной системы, получают ежемесячную стипендию от 13 до 18 тысяч рублей, – обрисовал нынешнюю жизнь этих двенадцати Анатолий Кротких. – Как правило, все выпускники возвращаются работать в учреждения нашего УФСИН.
Отсюда же они и начинают свой путь. По словам спикеров, все, что нужно одиннадцатикласснику, решившему податься в уголовно-исполнительную систему, – прийти в ближайшее к дому исправительное учреждение, где ему объяснят, какой пакет документов необходимо собрать на первых порах и что предпринять в последующем. Подобным образом УФСИН России по Тюменской области поставляет в профильные вузы абитуриентов, а вузы им обратно – готовых специалистов, уже на протяжении нескольких лет.