Продолжает накаляться обстановка, связанная с планами объединения школы N 90 «Крепыш» и школы N 89.
Отголоски событий, вызванных процессом объединения общеобразовательных учреждений, которые в этом году полным ходом идут в Москве, долетали до Тюмени еще накануне нового учебного года. Но они казались такими далекими. Думалось, что у нас-то если это и случится, то будет проходить совсем по-другому. И основания так полагать были.
В конце августа Тюмень стала одной из участниц общероссийского родительского собрания в режиме онлайн трансляции. Главный спикер - Дмитрий Ливанов, министр образования РФ. В видеоконференции участвовали представители восьми субъектов федерации. И одной из самых острых тем для обсуждения, к которой обращались родители из разных городов, стала как раз тема оптимизации школьного образования. В этом разговоре Дмитрий Ливанов не раз подчеркивал, что «необходимо минимизировать реформы», что «никаких концептуальных преобразований не будет», что все возникающие проблемы надо активно обсуждать с общественностью, и «чем откровеннее будет этот разговор, тем быстрее будет найдено решение».
Комментировал в тот день министр и тему укрупнения школ. Отвечая на вопрос представителей Алтайского края, в частности, он ответил, что оно «должно проходить только на основе добровольного волеизъявления педагогических советов и родительских коллективов», что на этот шаг надо идти только в случае «очевидности преимуществ, которые это объединение приносит». Слова министра успокаивали – значит, все под контролем.
С того времени прошло всего полтора месяца. И оказалось, что и Тюмень проблематика укрупнения школ не обошла стороной. Особенно острой оказалась ситуация в «Крепыше». Недавно по инициативе родительской общественности здесь было созвано общешкольное собрание, на которое пригласили представителя городского департамента образования. Мам и пап учеников этого образовательного учреждения встревожило сообщение, что вопрос об объединении их школы со школой N 89 – вопрос уже решенный. И опасаться этого у них были свои основания. Так, например, накануне собрание им выдали «Информационные листки по вопросу реорганизации школы», в котором в пункте 1 был обозначен поэтапный план реорганизации школы, а в пункте 5 написано, что «скомплектованные профильные 10-е классы будут обучаться в здании по улице Малыгина, 8, корпус 1». Родители запаниковали.
Желающих обсудить этот вопрос с представителем департамента по образованию пришло столько, что актовый зал всех не вместил, люди стояли и в коридоре. Но сразу все пошло не так. Во-первых, сотрудница департамента на собрание опоздала. Во-вторых, собранию предложили утвердить невесть откуда взявшуюся повестку дня, в которой не было ни одного пункта об оптимизации школы, зато были вопросы, например, по информационной безопасности школьников. Зачем они были в тот момент нужны взволнованным родителям?
Появившийся наконец представитель департамента образования, не представившись, начала разговор в ультимативном тоне, объясняя, что повестка дня уже утверждена, что собрание это плановое и без согласования с попечительским советом школы никакие другие вопросы на обсуждение не выносятся. Как выяснилось позднее, департамент делегировал на собрание Наталью Патрушеву, начальника отдела финансового планирования.
Инициативу в свои руки взял Николай Азин, его дочь учится в 4-м классе «Крепыша». Он вынес на голосование новую повестку дня, поставив на первое место в ней вопрос об объединении со школой N 89. Его единогласно поддержали.
– Школа N 90 – особая школа, родители возят сюда детей со всего города, – взял он слово. – Здесь создана особая атмосфера для детей, и мы хотели бы ее сохранить. Мы уже отстояли несколько покушений на реорганизацию «Крепыша», должны отстоять и на этот раз.
– Никто не ставит целью разрушить ваш мир, – парировала Наталья Патрушева.
– Кто за то, чтобы не было объединения? – спросил Азаров у собрания. В зале вырос лес рук. – Все – «за», – констатировал он. И продолжил: – Почему никто не спросил нашего мнения? Почему ставят перед фактом? Зачем проводить объединение? Какая в том необходимость?
– Вопрос еще не решенный. Постановление не подписано, – пыталась объяснить Патрушева.
– Дыма без огня не бывает, – выкрикивали из зала. – Учителя у нас увольняются, а директора школы N 89 мы каждую неделю видим у нас. Почему все делается втихаря?
– Какими бы ни были у вас замечательными учителя, они ничего не сделают без хорошей материальной базы, – старалась перевести все на финансовые рельсы Наталья Николаевна.
– Не нужны нам никакие экономические обоснования, – слышались реплики из зала. – Школа – это не бизнес, это – дети. Материально-техническая база ровным счетом ничего не стоит без учителя и созданной им атмосферы, – говорили другие.
… Но диалога никак не получалось. И после брошенной в сердцах реплики Патрушевой: «Я не могу понять вашу боль» стало понятно, что стороны на этот раз не договорятся. Взаимными доводами и претензиями они обменивались еще почти полтора часа, но ни к чему так и не пришли.
Родители предложили создать рабочую группу, чтобы продолжать обсуждения в другом формате.
– Пока мы не увидим партнерства – ничего не будет, – твердо сказали они.
… Разговор, действительно, скоро продолжился в другом формате. Представителей родительской общественности приняли в городском департаменте образования. В этом разговоре прозвучала идея – при слиянии школ внести изменения в Устав учреждения, в котором будет отдельной строкой прописано, что школа «Крепыш» останется самостоятельной единицей, даже если будет в составе школы N 89. Но и эта гарантия родителей до конца не удовлетворила. Они позвали Любовь Гнусареву, и.о. директора департамента образования, приехать к ним в школу и выступить перед родителями. Эта встреча в «Крепыше» должна состояться сегодня.