Медиакарта
7:30 | 16 февраля 2026
Портал СМИ Тюменской области

Сто лет для памяти не срок

00:00 | 21 октября 2015

К столетию со дня рождения онколога Евгения Ковальского на стене административного корпуса онкодиспансера (улица Барнаульская, 32) открыли мемориальный барельеф.

За фразой «он поднимал на ноги тюменскую онкологическую службу» стоит история: неблагоустроенное двухэтажное здание на улице Комсомольской – медицинские работники построили его сами, своими руками. Всего 25 коек, поликлиника, лаборатория, рентген-кабинет и радиологическая пушка для облучения раковых больных. Вот как 65 лет назад выглядела вся та онкологическая служба региона, которую Евгению Ковальскому, организатору с восьмилетним стажем, предложила возглавить партия.

Создавать новое на пустом месте ему было не впервой – за плечами остались Уват с его райздравотделом и лихие военные годы, когда приходилось содержать при больнице подсобное хозяйство. А также госпиталь в Ялуторовске и не менее сложные послевоенные годы.

Новое назначение предоставило огромный фронт работ и важнейшее для них направление, буквально зажгло душу врача, увлеченного своей профессией.

– Отец так и сгорел на работе, – говорит сын Евгения Ковальского Олег Евгеньевич, радиолог онкодиспансера.

Ходить по инстанциям и стучать в обитые дерматином двери кабинетов, писать письма и обращения. Напоминать и напоминать без конца, что больных раком на просторах севера находят выездные бригады медиков и привозят в одно единственное место – в Тюмень. А там – здание в аварийном состоянии. Вот чем занимался Евгений Ковальский в конце 50-х годов прошлого столетия.

И пусть не сразу, но смог одолеть неповоротливый чиновничий аппарат! В 1967 году на улице Барнаульской открылся самый настоящий онкологический диспансер. На целых две сотни коек. С хирургическим, торакальным, рентгенологическим и другими отделениями, с лабораториями и операционным блоком. Настоящая гордость города.

Впрочем, решая административные вопросы, Евгений Станиславович не забывал и о медицинской практике. Например, много ездил по северам все с теми же выездными бригадами. А еще – не забывал формировать у коллег правильное представление о том, с чем им приходится бороться.

– Выпустившись из Омского медицинского института, об онкологии я имел очень смутное представление, – вспоминает коллега и ученик Ковальского Эмиль Франк, ныне занимающий должность главного трансфузиолога онкодиспансера. – Врач-первогодок, как и многие мои коллеги в то время, я испытывал к этой медицинской науке даже что-то вроде отвращения. Но Евгений Станиславович умел объяснить, насколько это важно. Донести до каждого масштаб проблемы. Мой год выпуска совпал с пятидесятилетием советской власти, и нас, весь курс, «подарили» Омской области. Не знаю, как он смог увезти меня в Тюмень. Но именно заботами Евгения Станиславовича определилась моя дальнейшая карьера и судьба. Ведь в Тюмени я проработал всю жизнь, 44 года заведовал отделением реанимации онкодиспансера. Но первые полтора года я провел рядом с Ковальским, пробуя себя в роли анестезиолога-реаниматолога. К сожалению, срок нашей работы оказался недолог – он заболел, рак легких. Последние дни провел вот в этом здании, на стену которого теперь повесили мемориальный барельеф, приуроченный к его столетнему юбилею… Я помню, как умирающий Евгений Станиславович увидел, что мы готовим реанимационную аппаратуру на случай остановки сердца. И настрого запретил нам возвращать себя к жизни. Велел совсем увезти приборы из палаты. Он понимал, что реанимация ничего не даст – лишь продлит мучения на несколько часов. Его нельзя было спасти.

После себя первый главный врач онкологического диспансера оставил не только полностью сформированную медицинскую службу и новое здание клиники. Его сын Олег Евгеньевич Ковальский – радиолог в созданном отцом онкодиспансере, а дочь Наталья Евгеньевна Решетникова уже 45 лет как рентгенолог в МСЧ «Нефтяник». Две внучки тоже заняты в медицине, правда, в Москве.

– Я подсчитала, общий медицинский стаж нашей династии – 244 года, – с гордостью говорит Наталья Евгеньевна. – И я надеюсь, отец еще не раз станет тем примером, на который будут равняться наши потомки. Равняться и идти по его стопам.

НА СНИМКЕ: открытие барельефа.

ФОТО Кати Христозовой

Автор: Дарья Ровбут