Швейная фабрика «Дружба» притаилась в самом центре города, на улице Комсомольской. Работает она с 2008 года и находится в подвале обыкновенного жилого дома. Некоторые работники трудились еще на старой «Дружбе», основанной в 1977 году. Но нынешняя фабрика никакого отношения к прежней не имеет, общее – только название.
Ручного труда, в отличие от ателье, здесь нет – только массовый автоматизированный пошив. В день выходит 10-11 сложных костюмов, а при заказе простых медицинских халатов каждая швея должна за день их сшить десяток. В небольшом цехе трудятся семь швей, в соседнем помещении – одна раскройщица. Коллектив маленький, но слаженно работает над тем, чтобы одеть тюменских рабочих.
– А как в наше время содержать большую фабрику? – задает риторический вопрос директор «Дружбы» Елена Михайлова. – За коллектив я несу ответственность, нужны заказы. А почти все большие предприятия – под Москвой. Спасибо тем заказчикам, которые поддерживают нас, а не обращаются в Москву или Иваново.
Сегодня в цехе шьют форму для Ростехнадзора. С госучреждениями «Дружба» в основном и работает: Роспотребнадзор, МЧС, учреждения здравоохранения. Спецодежду заказывают строители, нефтяники, авиакомпании. Кроме этого, фабрика производит постельное белье и другой бытовой текстиль, среди клиентов – санаторий «Сибирь», гостиницы «Колос», «Евразия», «Нефтяник». Несколько лет фабрика поставляет ученическую форму школе N 70 и «Еврогимназии». Последний большой заказ – форма для нефтепроводного лицея. На розничную продажу не работают. Правда, бывают исключения.
– Придет бабушка за семьдесят лет, попросит: сшейте мне, я живу в этом доме. Шьем, конечно, куда деваться, – говорит Елена Михайлова.
Маленькое производство держится за счет постоянных клиентов, которые вдобавок рекомендуют его знакомым.
– Как вы продвигаете себя?
– Есть человек, который обзванивает потенциальных клиентов, есть рассылка. Сайта пока нет.
– Я видел страницу ВКонтакте с фотографиями школьной формы вашего производства. Но там мало информации и немного подписчиков…
– Мы только что завели ее, около месяца назад. Конечно, нам нужно заниматься продвижением, но быстро это не получается. Особенно сейчас, когда скачут курсы валют, падает платежеспособность. Из-за этого по некоторым заказам пришлось работать в убыток, – констатирует Михайлова.
Ткани используют китайские. Отечественных почти нет, кроме ивановского хлопка и продукции камвольных комбинатов, которые можно пересчитать по пальцам одной руки.
Расположение в жилом доме не мешает ни фабрике, ни людям. Современное оборудование не шумит. Привезли его тоже из Китая – российского на рынке просто нет.
– Вся промышленность давно стоит. Говорите, сейчас поддерживают ее развитие? Это только начинается. Все достанется вам. Вот мы встретимся лет через 20, и хорошо, если я скажу: да, подольский завод швейного оборудования возродился. Пока он закрыт, и уже давно.
Оборудование на «Дружбе» периодически обновляют, по мере выхода из строя. За сменой запчастей обращаются к механику, а вообще каждая швея сама ухаживает за своим рабочим местом: смазывает, чистит, следит за состоянием машины. Работа швеям нравится. Наверное, одежда, которая сшита с любовью к труду, и сидит лучше.
– Какие у нас нюансы? Заказ взять и сделать ровно, качественно и красиво. Надпись на плакате мы сами придумали, – улыбается начальник производства Любовь Голина, показывая на плакат с надписью «Никто, кроме нас». – Самое главное, без работы не сидим никогда. Значит, результат нравится, раз к нам обращаются снова.
Мастерицы на фабрике, в основном, опытные. Директор сама когда-то работала швеей, потом контролером, застала хорошие времена на камвольно-суконном комбинате. Вливается ли свежая кровь? Молодые девушки порой устраиваются на работу, но быстро уходят. Причина? Оплата сдельная, и если бегать на перекуры, много не заработаешь.
– Усидчивости сейчас у людей нет, – говорит Елена Михайлова. – Это надо иметь в крови. Девчонки наши все говорят: как хорошо работать! Спросите любую. Швея – это призвание.