Медиакарта
22:18 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Большая перемена», или  «Взрослые дети» в детском саду

Мы уже писали о том, что 19 марта во всех образовательных учреждениях района прошел областной форум «Большая перемена». Довелось и мне, как родителю, побывать на одном из них. Я посетила детский сад «Колосок». Форум был настолько познавательным и интересным, что очень трудно удержаться и не поделиться полученной информацией.

Тема форума – «Развитие интеллектуальных способностей через предметно-развивающую среду» – была по‑разному открыта каждым выступающим. Причем своим опытом делились не только педагоги, но и представители родительской общественности.

Директор учреждения М. В. Каштанова окунула педагогов и родителей в теоретическую базу, проведя между ними деловую игру. Она помогла понять, насколько важно знать возрастные особенности детей, чтобы правильно организовать предметно-развивающую среду для развития ребенка как в детском саду, так и дома. Воспитатели пользовались годами накопленным опытом и знаниями, родители – чаще интуицией, в итоге совместными усилиями все задачи, поставленные Мариной Викторовной, были решены.

Она же рассказала о методике В. В. Воскобовича, которая применяется на занятиях в детском саду. Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок. Все игры Воскобовича имеют различную направленность: развивают у ребенка воображение и логическое мышление, обучают чтению, формируют математические навыки, направлены на конструирование и моделирование, развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала. И, что немаловажно, многие игры можно сделать самостоятельно из подручных средств, а принесут они намного больше пользы, чем дорогие игрушки.

Продолжила тему авторских методик воспитатель Е. А. Кожемякина, рассказав о «Блоках Дьенеша». В своей младшей группе она уже успешно применяет их на занятиях. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур, каждая из них характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Как показывает опыт российских педагогов, в работе с детьми 2‑10 лет игры с логическими блоками позволяют познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные представления, логическое мышление, творческие способности, речь и многое другое. Родители с удовольствием ознакомились с набором и даже попробовали сыграть в несколько вариантов игр.

Интересные мастер-классы провели воспитатели, погрузив всех в атмосферу детства, творчества и нескучных экспериментов.

Н. В. Сопко заставила всех поломать голову, предложив порешать логические задачи, которые уже разгадывают ее воспитанники, – ребята из старшей группы. Надо сказать, что не все задачи оказались по зубам взрослым, в некоторых моментах пришлось даже поспорить, доказывая свою правоту.

С. И. Важенина на деле показала, какой увлекательной и интересной может быть экспериментальная деятельность. Под ее чутким руководством родители провели интересный эксперимент с использованием молока, пищевых красителей и жидкости для мытья посуды. Надо было видеть, с каким любопытством родители окунулись в эту работу и какое нескрываемое удивление и по‑настоящему детский восторг вызвал у них результат опытов.

Мастер-класс «Робототехника» воспитателя М. Р. Григорьевой не оставил равнодушным никого. Модное сейчас течение по конструированию роботов начало развиваться и в детском саду «Колосок». Не так давно были приобретены уникальные конструкторы, которые позволяют получить первые навыки роботостроения. В наборе есть всё необходимое, в том числе датчики, двигатель и коммутатор для связи с ПК, для того, чтобы собрать несложные программируемые модели роботов. Если робот собран правильно (а это не сложно сделать, следуя инструкции на экране компьютера), при подключении к ПК он начинает двигаться.

Когда все роботы были успешно собраны, Марьяна Робертовна провела еще один мастер-класс, посвященный изодеятельности. Сначала воспитатель напомнила родителям о значении рисования в развитии детей, отметив то, насколько важно учить детей рисовать правильно и как это лучше делать. После чего все вместе нарисовали яркий весенний букет.

О применении Интернет-ресурсов для развития элементарных математических представлений у детей рассказывали воспитатель Н. А. Копотилова и представитель родительской общественности Е. А. Кушниренко. Они показали и сумели доказать, что Интернет – это не зло, а огромное количество идей и задумок, нужно только правильно и грамотно им пользоваться. Они же дали ряд ссылок на полезные сайты для родителей.

Сейчас появилось еще одно направление для развития детей – это игра в шахматы. Этой теме был посвящен на форуме отдельный блок. Своим опытом обучения этой игре детей делились представители родительской общественности С. А. Беспалов, Н. Р. Пермякова. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

В конце форума руководитель ФИЗО И. А. Ревнивых представила вниманию родителей выставку развивающих игр, способствующих развитию речи, логического мышления, воображения, памяти. Все игры были выполнены родителями и воспитателями из подручных материалов. Выставка показала, что развивающие игры –это далеко не всегда дорого, нужно только проявить фантазию и немного усилий. Доказали это родители Е. А. Кушниренко и М. В. Чусовитина, которые продемонстрировали в действии собственноручно выполненные игры.

Вот так насыщенно прошла «Большая перемена» в «Колоске». К слову, чтобы родители не уставали, в промежутках между мастер-классами и играми руководитель ФИЗО проводила подвижные физминутки и релаксации, как раз такие, которые она проводит с детьми на занятиях.

А теперь скажите, где еще за короткий период времени можно получить столько нужной и полезной информации, и не просто теоретической, а в виде практикумов? Вряд ли хоть что‑то придет на ум, а ежегодные форумы дают такую прекрасную возможность. Так что, не упустите ее в следующем году.

Автор: Людмила БАБИКОВА