Медиакарта
5:18 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Батюшка, скажите, пожалуйста...

13:00 | 23 февраля 2017
Источник: Знамя правды

Самыми посещаемыми и востребованными разделами всех православных порталов являются те, где священнослужители отвечают на вопросы прихожан. Почему?

 

Вы замечали, как пустуют наши храмы в будние дни, как мало прихожан собирается на «обычные» службы. Церкви полны народом, как в старину, теперь лишь по Великим праздникам, хотя большинство населения считается верующим. И мы из числа такого вот большинства приходим на службу, ставим свечи, осеняем себя крестом вслед за окружающими, не особо понимая, что и как следует делать, а спрашивать неудобно. И уж тем более неудобно лезть «с глупостями» к батюшке, у него и так дел невпроворот. Гораздо проще спросить у ближайшей знакомой бабушки или кого-то, кто бывает в храме чаще, а значит, и понимает больше. Ещё хорошо поставить «лайк», «нравится» на странице друга в соцсети «молитве» от сглаза или чудотворной иконе. Ну а там уж найти где-то в числе популярных вопросов «свой» и узнать ответ. А ведь наши настоятели – вот они, рядом. Такой приветливый и, кажется, сам смущающийся нас отец Василий, такой внимательный и вдумчивый отец Димитрий – им обоим так подходит это тёплое, старинное и доверчивое обращение «батюшка». И оба они готовы любому из нас дать не только разъяснение, но и пастырское наставление, и утешение. Ну а если уж почему-то всё же не можете спросить напрямую, неудобно пообщаться вживую – милости просим писать нам, «Знамёнка» переадресует волнующий вас вопрос. В этот раз ответы на два вопроса нам помог найти отец Димитрий.

– Завершается масленичная неделя и наступает тот период, когда от многих знакомых, кто вроде и в храм не ходит, можно услышать «мне это нельзя, я на посту», а реклама в телевизоре усиленно предлагает постные печенье и майонез. В чём же настоящее назначение соблюдения постов? Как соблюдать его правильно и как делать это больным, детям?

– Наличие в жизни христианина постов имеет два основания. Пост, по тому смыслу, которое придаёт ему Священное Писание, есть выражение покаяния или печали. Соблюдение поста зависит от внутреннего состояния человека (или от внешних событий его жизни), которое требует, в силу глубины скорби или напряжённости покаянных трудов, полного или частичного отказа от принятия пищи. Второе основание – церковное. С древних времён Церковь отмечала постом воспоминания скорбных событий евангельской истории. Так возникли посты среды (предательство Христа Иудой) и пятницы (вспоминание крестных страданий Спасителя), а также Великий Пост. Со временем в Церкви утвердились Петров, Успенский и Рождественский посты. К сожалению, основное внимание православных уделено пищевой стороне пощения, между тем как она отнюдь не самая главная. Пост – время самоуглубления, сосредоточения на духовном; в наше время гораздо более существенным, чем ограничение в еде, является воздержание в кинематографе, информации и развлечениях. Церковное правило отменяет или ослабляет пост для больных и беременных. Но это не значит, что они «не постятся»; если они восполняют невозможность соблюдать пищевые уставы молитвой, чтением Священного Писания, ограничением себя в развлечениях, то их пост не менее полноценен, чем тех, кто всё своё внимание уделяет процессу неядения.

Насчёт детского поста – вопрос очень сложный. Конечно, поститься они должны (с 7 лет), но в свою меру, с учётом и возраста, и учебных нагрузок, и много чего ещё. Лучшим постом для детей является ограничение не столько в пище, сколько в том, к чему они имеют пристрастие (например, к сладостям), и, конечно, в развлечениях. Но во всём нужна мера и рассуждение.

Поэтому родители должны изо всех сил стараться, чтобы для их детей христианство не превратилось в некую внешнюю принудиловку, не понималось ими исключительно лишь как обуза, непонятный и нелюбимый пост.

Пост для человека – не более чем инструмент. Ослабив тело воздержанием от пищи, мы делаем свою душу более восприимчивой к общению с Богом. Но если, отказавшись от мяса и молока, человек не обращается к Богу в молитве, не кается в своих грехах, не стремится к соединению с Богом в таинстве Причастия, возникает вопрос – а зачем он приобрёл этот инструмент?

– Уже многие знают, что к причастию не допускаются люди, живущие блудным сожительством – так священники называют гражданский брак. Нередки возмущения, мол что даёт церкви какая-то печать, если двое живут вместе, ведут общий дом, растят детей, зачем нужны формальности?

– Очень хороший ответ даёт Макарий Маркиш в книге «Мужчина и женщина». Начнём с аналогии: перед нами ампула с морфием. Наркотическое вещество, торговля которым под строжайшим контролем. Я принёс вам эту ампулу и предлагаю уколоться. Кто я такой? Наркоторговец, и место мне за решёткой… Ах, простите, забыл сказать: у меня ещё есть бумажка с круглой печатью, называется рецепт. Я вам выписал морфий, чтобы облегчить страдания в тяжёлой болезни. Кто я такой? Заботливый врач. Ну вот, всё дело в печати. Нет печати – преступление, язва общества; есть печать – помощь ближнему в болезни. Что и требовалось доказать. Наличие рецепта с печатью помогает отличить достойную цель от неблаговидной, но суть дела-то не в печати! Суть в том, что происходит в действительности, в том, что люди просто не хотят брать на себя ответственность за другого человека даже перед обществом, оставляют себе лазейку, чтоб в случае чего – ты мне никто. Отговорки про формальности и то, что «мы и так семья» – это, как правило, лицемерие перед близким и самообман. Церковный брак – то есть венчание – по разным причинам бывает недоступно, и брак, зарегистрированный государством (а именно он правильно и должен называться гражданским, ведь его заключают граждане государства), церковь уважает, а уважать явления, которым даются ложные названия, чтоб избежать укоров совести, Церковь не может и не будет.

Автор: Ирина КУРГУЗОВА.