Медиакарта
9:59 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Заводопетровский «коллайдер»

В конце января на окраине села Заводопетровское установили четыре огромных ёмкости с высокими трубами, из которых заструился дымок. Местные жители тут же прозвали новый объект «коллайдером».

Идея, расчёты и запуск. На самом деле эти конструкции – печи для производства древесного угля, установило их ООО «МПК «Абрис». Это новое направление для компании, которая много лет занимается очисткой территорий от зелёных насаждений, подрезкой сложных деревьев и сносом строений в областной столице.

Идея пришла при расчистке участка на 11-м километре трассы Тюмень-Омск под строительство развязки. Древесина там была некондиционной, но зато в большом объеме. Сначала стволы покупали частники на дрова, но сбыть такой объём нелегко. Поэтому предприниматель Владимир Шулятьев начал думать над вариантами по переработке и остановился на производстве угля. Съездил на одно из профильных предприятий, посчитал затраты на покупку сырья, транспортные расходы, промониторил рынок. Цена у готового продукта оказалась небольшой, но спрос на него - постоянный. В итоге были приобретены четыре печи, которые запустили в конце января.

На Заводопетровское выбор пал неслучайно. Но прежде нужно отметить, что этот бизнес семейный: им занимаются отец, сын и зять. Старший Шулятьев родом из этих мест. Предки Владимира Геннадьевича, начиная с прабабушек, жили в Заводопетровском, вот он и решил вернуться в родные места. К тому же эта точка дислокации в селе позволяет минимизировать расходы по доставке сырья: напрямую до деляны всего 23 километра.

Многолетнее сотрудничество с ЗАО «ЗАГРОС» сняло бы вопрос с поставками, но в акционерном обществе произошли серьёзные перемены и пришлось искать другого партнёра. Им стало предприятие, которое ведёт лесозаготовительные работы под деревней Лебедёвка.

Шулятьевы расчистили территорию, на которой местные жители организовали стихийную свалку. Привели в порядок просёлочную дорогу и даже построили небольшой мост. По этому пути лесовоз «Урал» сейчас доставляет к «коллайдеру» всё, что не востребовано лесорубами.

На практике всё по-иному. Качество сырья для этого производства роли не играет. По словам Владимира Геннадьевича, в ход идут порубочные остатки, вершинник и неделовая древесина. Из лиственных пород деревьев получают уголь, только осина не подходит - превращается в золу, а хвойные годятся на поддержание огня в печах.

Делая топливо для мангалов, производители выступают своеобразными санитарами, ведь после валки образуется очень много побочной древесины, которую лесозаготовителям оставлять нельзя, а утилизировать - невыгодно. Так что безотходное производство оказалось как нельзя кстати.

«Теорию изучили, план изложили на бумаге, но в реальности всё оказалось иначе, - поясняет Константин Шулятьев, - даже от манеры закладки чурбаков в печь процесс протекает по-разному». С первого подхода угольщики получили 1,3 тонны продукта, со второго - 1,1, а третий принёс всего 900 кг, так что впереди ещё немало экспериментов.

Уголь – сезонный товар, сбывать его в розницу неудобно, проще отгружать оптом. Но оказалось, ялуторовские кафе готовят шашлык на дровах, поэтому небольшие партии горючего были отправлены в тюменский общепит и уже получили хорошие отзывы. Сейчас ведутся переговоры с сетью гриль-баров областной столицы. Десять этих заведений расходуют пять тонн топлива в неделю. При этом крупному покупателю, если он сам приедет на склад, уголь отгрузят всего по 23 рубля за кило.

Есть и ещё один вариант реализации товара, над которым сейчас думают Шулятьевы. Если превратить его в пыль, то возможны поставки на уральские металургические предприятия, так как она участвует в производственных процессах. Кстати, это направление по праву можно назвать безотходным, ведь даже зола нашла своего потребителя. Её в качестве минерального удобрения будет забирать союз садоводов Тюмени.

Мегакоптильни. Кто знаком с процессом горячего копчения, тому технология изготовления древесного угля будет понятна. В сушильную камеру одной печи загружается 7-8 кубометров неколотой древесины или почти 15 поленьев - чем тоньше нарублено сырьё, тем меньше времени на изготовление. Вручную здесь ничего не мельчат, на то имеется гидравлический дровокол. Далее печи герметизируются, и двое суток древесина обрабатывается горячим дымом, причём вытяжная труба изготовлена из полимера, и её, не опасаясь, можно коснуться рукой - весь жар остаётся в камере.

Затем готовые угли поступают в фасовочный цех, где их и раскладывают в бумажные мешки по три кило. Пока загрузка ведётся вручную, но в дальнейшем Шулятьевы установят конвейер.

И пусть прибыль с одного такого пакета всего 20 рублей, но и она при толковом менеджменте может приносить приличный доход.

Роза ветров в Заводопетровском отгоняет дым от посёлка, но даже вблизи печей никакого запаха и «тумана» нет, так что с пожарной безопасностью полный порядок. Экологическую безопасность своей продукции предприниматели оценили лично: сразу после выхода первой партии пожарили на ней шашлык.

На пути укрупнения. Четыре печи, запущенные в работу - это только первая очередь в планах инвесторов, в дальнейшем будут приобретаться дополнительные «сушилки». Появится пилорама и цех по изготовлению паллет из деловой осины. За первые две недели на склад поступили три тонны горючего, но это время экспериментов. Когда алгоритм доведут до ума, предприятие выйдет на 30 тонн в месяц.

Как пояснил начальник управления сельского хозяйства и инвестиционной политики администрации Ялуторовского района Павел Робканов, бизнесмены уже вложили в своё дело порядка двух миллионов рублей и на этом останавливаться не собираются. К примеру, сейчас планируют приобрести  погрузчик и отрабатывают вопрос кредитования с инвестиционным агентством.

Не секрет, что в Заводопетровском трудоустроиться можно разве что в магазины, коих здесь семь. Но почему-то желающих влиться в новый коллектив особо не нашлось. Из местных трудится один истопник. Всего же на производстве заняты семь человек, помимо самих членов семьи работают: распиловщик, водитель лесовоза, а вот фасовщик ездит из Ялуторовска. Да и чего бы не ездить, ведь сегодня зарплату в 15-20 тысяч ещё поискать.

- Так и работаем, сообща и с задором, потому что у телевизора сидеть не привыкли, - говорит, провожая нас, Владимир Геннадьевич, - а вообще мечтаю, чтобы Заводопетровск и Донецк побратимами стали, ведь и они, и мы уголь добываем.

Автор: Евгений ДАШУНИН /фото автора/